Большинство современных автомобилей отечественного производства оборудованы, обычно, коробкой передач - механика, оборудованными зубчатыми шестернями. Количество передач переднего хода, как правило, включает 4-5 скоростей, плюс 1 передача заднего хода.
Переключения скоростей осуществляется шестеренками, поочередно входящими в сцепку с другими шестеренками или блокировкой шестеренок на валу синхронизаторами. Синхронизаторы нужны для выравнивания скорости вращения шестеренок, включающихся и блокирующих одну из них ведомым валом. Водителю по сути самому приходится выполнять передвижение шестеренок или синхронизаторов, что он и делает, отжимая педаль сцепления.
Конструкция коробки передач - автомат представлена гидротрансформатором, фрикционными и обгонными муфтами, соединительными валами и барабанами, иногда тормозной лентой, применяемой для приостановления одного из барабанов коробки передач при выполнении переключения передач.
Коробки передач - механика, используемые на современных автомобилях, обладают рядом недостатков. Самым главным недостатком механической передачи является регулярная потребность водителя переключать скорости, для чего приходится постоянно отжимать сцепление и руководить рычагом переключения передач. Это, безусловно, требует от водителя достаточных физических усилий, в частности в условиях городского движения по пробкам, а также в случаях частых остановок.
Сложность в управлении автомобилем, необходимость специальных навыков и умениях плавно переключать скорости, синхронность непосредственно переключения с необходимостью разъединения двигателя и трансмиссии, формирующая увеличение времени переключения, наличие незначительного ресурса сцепления - все это недостатки коробки передач - механика.
Если сравнивать механическую коробку передач с автоматической, то существенным достоинством первой является надежность ее конструкции. Опыт водителей демонстрирует, что механическая коробка передач в своей эксплуатации способна выдерживать не менее сотни тысяч оборотов колес. Чего нельзя сказать об автоматической коробке передач. Однако благодаря современному развитию электроники этот фактор начинает постепенно выравниваться в показателях.
К понятию экономичности ручной механической коробки передач можно отнести и то, что, посмотрев любой прайс-лист и просмотрев цены, можно без особого труда сделать вывод, что автомобиль с механической коробкой дешевле автомобиля с автоматической коробкой передач.
Недостатком коробки передач - автомат являются частые сбои электроники автомобиля, а ремонт в этом случае вылетает в копеечку. В то же время ремонт ручной механической коробки передач на станции техобслуживания обходится дешевле, а водитель, имеющий умелые руки, вообще может сам ее отрегулировать, что относится к ее плюсам.
Еще одним минусом, относящимся к автоматам, является прожорливость по отношению к топливу, так как не может электроника работать без записанного алгоритма - сколько отмерили, столько топлива и потребляет. К минусам относится и невозможность завести машину, начиненную электроникой, «с толкача».
Действительно, плюсы есть и у автомобиля с автоматической коробкой передач, ведь в такой машине рука не устает, дергаясь в конвульсиях то от первой передачи ко второй, то от второй к нейтралу и т. д. Все это характерно для городской езды в пробках. Существенным плюсом авто с автоматической коробкой передач является сложность в реализации авто с механической ручной коробкой передач.