Школьное обучение у многих ассоциируется с уроками, одноклассниками, общими делами и... проблемами. К сожалению, именно школьные проблемы осложняют жизнь многим детям от 7 лет. Несоответствие статуса ребенка ситуации школьного обучения в педагогической литературе получило название "школьная дезадаптация".
Сразу отметим, что школьная дезадаптация это не приговор, а явление школьной жизни. На определенном этапе признаки дезадаптации могут возникнуть у любого ребенка. Очень важно своевременно их заметить и принять меры по устранению причин.
Однако чтобы начинать устранение проблем, давайте разберемся в сущности школьной дезадаптации. Врага нужно знать в лицо.
Чтобы понять сущность этого явления, нужно вспомнить, что адаптация означает привыкание и приспособление. Можно утверждать об адаптации человека, если он полностью приспособился к определенным условиям. Соответственно о дезадаптации можно вести речь при наличии дискомфорта.
Итак, все просто: если нам некомфортно в определенных условиях, значит, мы не адаптировались. Там, где нельзя констатировать адаптацию, делается вывод о дезадаптации.
Школьная дезадаптация означает то, что ребенок не справляется с овладением ситуации школьного обучения.
Несоответствие ребенка требованиям школьного обучения может зависеть от нескольких причин.
Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными в результате заболеваний или травм. Нарушения развития приводят к самому сложному виду патогенной дезадаптации. Ребенок никогда не сможет привыкнуть к школьной жизни в обычном её проявлении. Он нуждается в особых условиях. Недаром таких детей называют детьми с особыми образовательными потребностями. Обучаться такие дети должны в специально созданных условиях или на дому.
История Саши:
В первом классе учительница заметила, что Саша не справляется с нагрузкой и реагирует не на все, что происходит в классе. Оставив его после уроков она провела эксперимент. Она посадила мальчика напротив и задала вопрос громким голосом - ребенок ответил. Затем спросила тихо - мальчик ответил. Затем учительница прикрыла свой рот тетрадью и снова сказала громко. Ребенок ответил, но не сразу. На тихие фразы, инструкции и вопросы при прикрытии рта тетрадью ребенок не отреагировал.
Данный эксперимент продемонстрировали маме. Родители признались, что часто замечали, что ребенок невсегда реагировал на их слова, если был в другой комнате. Медицинское обследование диагностировало тугоухость.
Конечно, каждый ребенок индивидуален. Но особенности одних детей не оказывают влияния на процесс обучения, а другим детям они затрудняют школьную адаптацию, приводя к психосоциальной дезадаптации. Этот вид связан с полом, возрастом и особенностями ребенка, определяющими его нестандартность (трудновоспитуемость). Дети "не вписываются" в общепринятый стандарт ученика и нуждаются в особом подходе.
Психосоциальная дезадаптация протекает в одной из двух форм:
устойчивая форма, например акцентуации характера - предел проявления нормы (за ним уже патология);
временная форма: психофизические особенности кризисных возрастных периодов.
История всего класса:
Восьмой класс с первого сентября буквально "взорвал" педколлектив школы, вызвав шквал негативных реакций. У детей этого класса стало наблюдаться массовое неподчинение взрослым, стремление уйти от контроля. Очевидно, что налицо все признаки подросткового кризиса, преодолеть который можно только через смену отношений и мер воздействия.
Психосоциальная дезадаптация возникает у детей, развитие которых в пределах нормы. Работать с такими детьми непросто. Но это наши дети. А, значит, мы должны найти подход к каждому ребенку.
Отставание по ряду предметов имеет термин "педагогическая запущенность".
Справедливости ради нужно сказать, что отставание уже является следствием целого ряда причин.
На этой стадии дети протестуют против школы, как социального института. Одновременно с этим проблемы могут перерасти на уровень семьи, так как детско-родительские отношения во многом зависят от школьных успехов. Если выбрана неправильно методика воспитания, то педагогическая запущенность может перерасти в социальную.
Если вовремя не устранить проблемы социализации, то это может привести к социальной запущенности. Социально-запущенные подростки часто характеризуются асоциальными проявлениями: безнравственное поведение, курение, употребление наркотиков, пьянство, сквернословие.
Особенности социальной дезадаптации представлены в таблице.
Стадия социальной дезадаптации |
Особенности проявления |
Причины |
Педагогическая запущенность |
- «хроническое» отставание по ряду учебных предметов; - плохое отношение к учебе; - конфликты с педагогами и сверстниками; - пропуски занятий; - асоциальные проявления. |
- недостатки в готовности к школе; - пробелы в знаниях; - частые пропуски занятий; - конфликты в школе. |
Социальная запущенность |
- отсутствие полезных навыков; - узкий круг интересов; - глубокое отчуждение от семьи; - включение в асоциальные группировки. |
- ошибки воспитания; - постоянные или частые конфликты с педагогами, родителями, сверстниками. |
История Сережи:
Сергей с первого класса не проявлял выдающихся в учебе способностей и всегда нарушал дисциплину. Однако как-то справлялся с учебными нагрузками на уровне троек. Проблемы в учебе стали увеличиваться к 7 классу. Сначала у Сергея появилась двойка по математике. Затем неудовлетворительную оценку выставили по физике. Учителя пытались давить на Сергея, обещая второгодничество. Мальчик стал пропускать уроки: сначала только физику и математику, потом все.
Оценки по другим предметам стремительно ухудшались. На комиссию по делам несовершеннолетних вызвали маму. Та рассказала, что дома Сергей ведет себя нормально, помогает по хозяйству. О душевной близости с ребенком говорить не приходилось, так как мать одна растила троих детей, много работала. После заседания комиссии, мать устроила скандал дома, оскорбляя ребенка и пытаясь заставить его учить уроки. Несколько часов над книжками не привели к пониманию учебного материала. Ребенок утром не пошел в школу, а отправился на местный вокзал. Там он купил какой-то билет и уехал на электричке. Нашли Сергея в компании местных бомжей через 2 месяца за 300 км от их города. Вернуть мальчика к нормальной жизни было чрезвычайно сложно.
Уважаемые родители и педагоги! Дезадаптацию трудно заметить на начальном этапе, но возможно увидеть первые детские трудности. Если вы их заметили, то найдите возможность помочь своему школьнику. Поддержите ребенка, вселите в него уверенность в собственные силы и тогда вы легко сможете справиться с этим неприятным явлением.