Каждая уважающая себя автошкола начинает практические уроки по вождению именно с правильного расположения рук на руле, какой хват оптимальнее в какой ситуации.
Классическое правильное положение рук на руле можно показать на циферблате часов – левая рука на 8 или 10 часов, а правая – на 2 или 4 часа. Точное положение рук на руле зависит от структуры руля. При этом нужно сидеть от руля на такой дистанции, чтобы руки были чуть согнуты в локтях. Такое положение рук на руле обеспечивает в большинстве ситуаций скорую реакцию на изменение обстановки на дороге, прохождение плавных поворотов без перехвата рук и предельную усталость.
Очень важный момент – сам хват. Если руль обхватывают, держа его большими пальцами рук с тыльной ладони стороны – это закрытый хват, если же все пальцы на руле с одной стороны – то хват открытый. На хват нужно обращать внимание постоянно, и в основном использовать закрытый хват. Связано это с тем, что руки тогда более восприимчиво ощущают автомобиль вообще, а кроме того – при появлении ускорений при маневрах лучше на руле удерживаются. Это повышает безопасность и шансы на управление автомобилем в экстремальной ситуации. Ну а если речь идет о вождении автомобиля по бездорожью – тут уж закрытому хвату нет альтернативы – это единственный надежный метод хвата в данной ситуации.
Слишком сильно сжимать руль не нужно – во-первых, руки быстро устанут, а кроме этого – контроль над автомобилем это не улучшит. Сжимать руль нужно с умеренным усилием, так что правы те, кто считают, что нужно держать руль, а не держаться за него. Умеренное напряжение хвата позволяет почувствовать автомобиль - а это очень важно для любого водителя и в любой ситуации. Разумеется, при маневрировании руль нужно держать немного крепче, чем обычно.
Процесс руления заслуживает пристального внимания. Прежде всего, нужно отметить, что рулить, то есть держать руки на руле, нужно постоянно – например, когда руль самопроизвольно возвращается в нейтральное положение после поворота – нельзя его отпускать. Процесс возвращения руля после прохождения поворота нужно также держать под контролем. Однако не стоит перегибать палку в рулении. Исправный автомобиль сам уверенно идет по прямой, нужно лишь плавно и своевременно корректировать направление его движения.
Руление одной рукой допустимо в двух случаях – при езде вперед в момент переключения скоростей, и при движении задним ходом, когда водитель смотрит назад в полуобороте, придерживаясь рукой за спинку пассажирского сиденья. При рулении одной рукой нужно левую руку поместить на верхнюю часть руля посредине. После переключения скоростей обе руки возвращаются правильное положение рук на руле.
Особое внимание следует уделить прохождению поворотов. Очень часто можно видеть, как многие водители скрещивают руки, не отпуская руль. Это крайне опасно, так как не дает возможности дать быструю реакцию при изменении дорожной ситуации. Поэтому при рулении в повороте руки нужно поочередно менять, каждой из них поворачивая руль на все больший угол. Такой способ позволяет быстрее вернуться в основное положение рук по сторонам руля.
Лучше не использовать разнообразные оплетки - они могут в экстремальной ситуации проскальзывать, и водитель потеряет контроль над управлением на несколько секунд. Поэтому руль нужно по возможности оставить таким, каким его сделал производитель. Если же руки сильно потеют, то можно ездить в тонких кожаных перчатках.