Любой штатный движок на серийном автомобиле спроектирован так, что у него есть еще достаточный резерв для увеличения мощности. Сконструировано это для того, чтобы предохранить запас двигателя, и предельные параметры при среднем движении по городским дорогам большинству водителей не требуются. «Выжать» из мотора максимум его потенциала можно двумя основными путями тюнинга движка – чип тюнингом движка и проведением функциональных доработок.
Чип тюнинг движка основан на том, что управление большинства современных двигателей осуществляется при помощи электронного блока, настроенным не на достижение предельных характеристик двигателя, а на предельное сбережение ресурса, малую токсичность выхлопа и меньший расход бензина. Перечиповка этого электронного блока - это замена программы управления мотором.
Другими словами, электронная микросхема, хранящая эту программу, либо перепрограммируется, либо заменяется на чип с другой программой, которая управляет работой мотора так, что его показатели мощности приближаются к предельным. При этом новая программа должна принимать во внимание массу тонкостей и главное - возможностей конкретной модели движка.
Поэтому такой тюнинг движка – крайне сложное и ответственное мероприятие, и осуществляется только у специалистов. Причем программы, написанные неизвестно кем, устанавливать очень опасно - сочетание оборотов коленного вала, положения дроссельной заслонки, учет режима температуры двигателя и огромного числа других факторов может сделать только специалист. Именно поэтому производители часто предлагают за отдельную сумму проведение такого чип-тюнинга движка.
Чип-тюнинг дает возможность улучшить такие параметры двигателя как – динамика разгона на низких и средних оборотах, стабилизация режимов холостого хода и холодного пуска, а также оптимизация работы вентилятора.
Кроме этого, чип-тюнинг движка позволяет снять штатные ограничения по предельной скорости езды, предельному числу оборотов двигателя, и в отдельных случаях изменить принцип работы коробки передач, если она автоматическая.
Функциональные доработки движка - самый кардинальный, дорогой и сложный в исполнении путь тюнинга движка. При проведении функциональных доработок изменяются главные физические характеристики двигателя - растачиваются цилиндры, проводится замена распределительных валов, ставится новая головка блока цилиндров. На какой-то любой станции такой тюнинг движка не выполнить - требуется специальное оснащение, и как правило, такой тюнинг выполняют специализированные мастерские.
При функциональной доработке движок может «обрастать» и разного рода дополнительными устройствами - наддувами, нагнетателями, и электроникой для управления ими. Также проводится функциональная доработка системы выхлопа так, чтобы она вела к незначительной потере мощности - ведь изменившиеся параметры двигателя должны отвечать выхлопной системе. В отдельных случаях приходится убирать каталитический нейтрализатор из выхлопной трубы.
Стоит также сказать, что функциональные доработки движка часто влекут необходимость чип-тюнинга, так как двигатель приобретает иные параметры, что требует новой программы по управлению ими.
Тюнинг движка – задача не из простых, и владелец автомобиля должен ясно представлять себе, за счет чего совершается повышение характеристик двигателя его авто.