Полезно
Британский музей является самой знаменитой достопримечательностью Лондона и Великобритании. Появился он из частного собрания, которое относилось сэру Хансу Слоуну, лейб-медику. Данная коллекция была на удивление разнообразной. Здесь можно было увидеть строго научные экспонаты, этнографические и археологические редкости, исторические реликвии, картины, рисунки, книги и манускрипты. После своей смерти Ханс Слоун завещал всю свою коллекцию нации.
Одной из безусловных изюминок коллекции Британского музея являются всем известные мраморы Парфенона, часто именуемые мраморами Элджина. Какое-то время они были собственностью именно этого человека. Томас Брюс, седьмой по счету граф Элджин, коллекционер и археолог-любитель, в 1802 году вывез рельефы фриза прославленного храма Афины из Греции.
Имена творцов фриза и статуй Парфенона неизвестны. Согласно гипотезе, они работали и были учениками знаменитого греческого скульптора Фидия, которой руководил строительством «современного» Акрополя.
Парфенон, важнейший храм Афинского акрополя, был посвящен Афине. В этом храме была сконцентрирована ее сила и сила города (в виде казны). Здесь проживала гигантская змея (змея и сова издревле считаются символами Афины), посвященная богине. Она была блюстителем Акрополя.
Основным праздником города, посвященным, конечно, мудрой и могущественной дочери Зевса, были Великие Панафинеи. Люди шли к богине, чтобы поклониться ей и принести жертвы в ее честь. Рельефы этого храма сильно повреждены, однако все равно чувствуется жизнь в созданном когда-то мраморе. Практически все скульптуры того времени мечтали всех своих персонажей оживить, вдохнуть в них жизнь. Они мечтали о повторении истории Пигмалиона. В ожидании божественного вмешательства они раскрашивали мраморы, пытаясь как можно более точно повторить природу. После такого способа изображения людей становились похожими с современными восковыми фигурами. Однако нынешнему зрителю утратившие цвет изваяния кажутся поистине совершенством.
Однако в настоящее время общественность мучает вопрос: где будут храниться шедевры афинских мастеров? Немало лет Греция пытается вернуть мраморы Парфенона на родину. Великобритания в свою очередь прощаться с сокровищами античного искусства не спешит.
Греция уверяет, что сокровища Парфенона были похищены у ее народа, Британский музей отстаивает точку зрения, что они, напротив, были спасены. И обе стороны оказываются в чем-то правы. Совершенно естественно, что лорд Элджин довольно нескромно интерпретировал разрешение турецких властей вывезти на родину несколько мраморных камней на память. Однако и руководство Британского музея (здесь мраморы Парфенона хранятся с 1816 года, когда разорившейся граф Элджин лишился своей коллекции, и она была куплена короной) во многом право. К моменту возникновения английского посла в Афинах Парфенон более века находился в руинах и продолжал разрушаться, после взрыва расположенного в нем турками порохового склада. Часть, по правде сказать, небольшая скульптурного убранства была в разное время экспортирована итальянцами и французами. Местное население, неравнодушно относящееся к бесплатным строительным материалам, с удовольствием использовало мраморные плиты зданий Акрополя именно в таком качестве. Да и турки из религиозных соображений периодически начинали бороться с наследием античных времен.