Полезно
Колизей не все время именовался «Колизеем». Только с наступлением VIII века за ним закрепилось это имя. Помимо этого, имеется две гипотетические версии его происхождения. Одни ученые полагают, что своим названием прославленный амфитеатр обязан своим размерам. Другие утверждают, что колоссу, исполинской статуи Нерона, построенной императором в честь самого себя.
Единственным часто скандируемым из театра Колизей лозунгом было: «Хлеба и зрелищ!». Именно этого народ требовал от государства. Хлеб и зрелища являются двумя условиями потенциала существования величайшего государства Античности. Ведь выступления, разыгрываемые на аренах цирков, ассоциировались с даром римлян богам. Если греки, предтечи римлян на троне правителей Античного мира, отдавали предпочтение театральным представлениям и спортивным играм, то римляне вожделели совершенно других спектаклей, более острых и кровавых. Самым любимым зрелищем для древних римлян были гладиаторские бои.
Зрелища можно сравнить с цирком. В каждом городе Рима существовала арена, как, впрочем, и в самом Риме. Колизей явился символом Вечного города, а также символом славы империи. Здесь воины и звери сражались на потеху толпе. Хотя иногда на арене можно было видеть и самого императора. К примеру, эксцентричный правитель Рима император Коммодус время от времени принимал участие в представлениях, получая удовольствие от ролей легендарных героев.
Возведение амфитеатра начал первый император династии Флавиев, Веспасиан, который был военачальником, одержавшим победу за трон после смерти Нерона. Открыт амфитеатр был менее чем через 10 лет после начала строительства данного сооружения (в то время как работы по его благоустройству и отделке длились еще 25 лет), но уже другим императором, Титом, сыном Веспасиана. Случилось такое незабываемое событие в 80 году нашей эры. Сто дней Рим справлял открытие Колизея: устраивал масштабные гладиаторские бои, реконструкции великих битв прошлого, гонки на колесницах.
К сожалению, история не сохранила имени архитектора, который построил столь величественные стены — три яруса аркад, некогда инкрустированные статуями, увенчиваемых аттиком. Все ордера известные зодчим того времени. В том же ордере выполнены пилястры последнего яруса. Чтобы представить его масштаб, достаточно будет сказать, что единовременно его трибуны могли вместить до 50 000 зрителей (это по современным оценкам, тогда как ученые начала ХХ века писали о 90 000 зрителей).
В руины Колизей стал обращаться VIII веке (гладиаторские бои к тому времени здесь не проводились уже приблизительно 400 лет), когда один кардинал, племянник Папы, применил камень Колизея для постройки собственного дворца. К счастью, Павел III положил конец деятельности племянника по разбору памятника Античности на стройматериалы 12 часами. Папы эпохи Возрождения были менее милостивы к Колизею. Только в XVIII столетии его стали охранять и сохранять. Современные власти Италии проводят в амфитеатре масштабные реставрационные работы, мечтая со временем превратить его в театральную сцену.