Труд подростков допускается в условиях, которые не оказывают отрицательного воздействия на рост, развитие и состояние здоровья в ближайшем и отдаленном периоде, т.е. условия труда должны быть оптимальными или допустимыми в соответствии с существующей классификацией труда по показателям вредности, тяжести и напряженности. Классы условий труда, относящихся к оптимальным и допустимым, характеризуются тем, что факторы производственной среды на рабочих местах не превышают уровни, безопасные для населения (1 класс), или отвечают гигиеническим регламентам для взрослых (2 класс), или для подростков и вызывают в течение рабочего дня обратимые функциональные сдвиги. Превышение действующих нормативов или присутствие вредных факторов, с которыми работы подростков запрещены, являются основанием для исключения применения труда подростков. В соответствии с этим запрещенными для подростков являются работы и условия, определяемые по следующим критериям:
По показателям вредности (производственные факторы химической, биологической и физической природы): присутствие веществ 1-2 класса опасности; присутствие веществ, способных вызывать аллергические заболевания в производственных условиях, а также обладающих канцерогенным и тератогенным свойствами; присутствие аэрозолей с высокой фиброгенной активностью (ПДК в воздухе рабочей зоны до 5 мг/куб.м); присутствие в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3-4 класса опасности в концентрациях, превышающих предельно допустимые для рабочих помещений; контакт с лекарственными средствами, применяемыми в противоопухолевой терапии, гормональными средствами и наркотическими анальгетиками; контакт с патогенными микроорганизмами; присутствие микроорганизмов-продуцентов, препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты в концентрациях, превышающих предельно допустимые для рабочих мест; наличие шума на рабочих местах, превышающего установленные для подростков нормативы - ПДУ 70 дБА. При превышении шума время работы ограничивается.
А также - наличие на рабочем месте общей и локальной вибрации, превышающей допустимые уровни; наличие инфразвука с общим уровнем звукового давления, превышающего допустимые нормы; наличие воздушного ультразвука выше допустимых уровней звукового давления, наличие контактного ультразвука; все виды электромагнитных излучений, превышающие допустимые по санитарным нормам. Все работы с лазерами 2-го, 3-го, 4-го класса опасности; параметры микроклимата, превышающие допустимые величины для воздуха рабочей зоны; естественная и искусственная освещенность рабочих мест ниже нормативов, принятых для работ выполняемого класса точности. Работа в помещениях без естественного освещения, в помещениях подвального типа (допускаются исключения для бесфонарных зданий); все виды работ с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений; работа при повышенном атмосферном давлении (в кессонах, барокамерах, водолазные работы и др.).
Работы и виды деятельности, характеризуемые повышенными показателями напряженности трудового процесса: осуществляемые в условиях дефицита времени и информации; связанные с повышенным напряжением внимания (длительность сосредоточенного наблюдения превышает 50% рабочего времени или число объектов одновременного наблюдения составляет более 10); в процессе выполнения которых существует необходимость восприятия и переработки значительного количества световых, звуковых сигналов и сообщений (частота свыше 176 сигналов в час);
Работы, связанные со значительными эмоциональными нагрузками: связанные с повышенной ответственностью; при наличии риска для жизни и безопасности (своей и других людей); связанные с непосредственной ответственностью за сохранность оборудования и материальных ценностей, за качество работы коллектива (группы, бригады и т.д.), и за возможность нарушения технологического процесса. Работа, связанная с повышенной нагрузкой на слуховой анализатор (прием и переработка слуховых сигналов, сообщений, разборчивость которых менее 70%). Работы, связанные с высокой степенью монотонности (при продолжительности операций 10 секунд и менее, если они выполняются в навязанном темпе, создающим высокую интенсивность труда).
Виды деятельности с повышенными нагрузками на зрительный анализатор, которые должны ограничиваться по времени: зрительно-напряженная работа при величине объектов различения от 5 до 1 мм должна занимать не более 50% рабочей смены, при величине объектов менее 1 мм - до 25% рабочей смены; работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.д.) не должна превышать 50% рабочего времени; наблюдение за экранами видеотерминалов не должно продолжаться более 2-х часов в день для подростков до 16 лет и 3-х часов - для подростков от 16 до 18 лет.