Дефицит внимания характеризуется наличием короткого промежутка внимания, рассеянностью. Он дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания, усидеть на одном месте, постоянно в движении, непоседлив, извивается, бесцельно хватает различные предметы. Помимо повышенной активности, отмечается также невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность и рассеянность, вспыльчивость, изменчивость и плохая успеваемость в школе.
В дошкольном возрасте с этими детьми трудно справиться, они агрессивны, постоянно конфликтуют, за ними трудно уследить. Причем период негативизма может продолжаться довольно долго. Эти дети во время игры не могут сосредоточиться, предпочитают разрушительные игры. Третьим из главных компонентов синдрома является импульсивность, которая определяется дефицитом сдерживающего фактора. Ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность.
Согласно методическим рекомендациям "Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье", поведение этих детей не соответствует возрастной норме и в обычной школе они отстают от сверстников, поскольку повышенная активность ребенка, неспособность сосредоточиться на чем-либо и нарушения восприятия образуют основу выраженной лабильности в общении и при наличии, как правило, нормальных способностей они отстают в учебе.
В зависимости от степени выраженности дети с нарушением внимания и гиперактивностью (СДВГ) могут учиться в открытом учреждении в общем для всех классе, но по своей собственной программе, которая предусматривает их постоянный контакт с учителем (их рекомендуется усаживать рядом с учителем).
Для обучения детей с данным синдромом необходима организация специальных учебных помещений, побуждающих ребенка к исследовательскому поведению. В классе должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов и т.п.), желательно изолировать классы от внешних звуковых раздражителей, ученики должны сидеть отдельно и на значительном расстоянии друг от друга; учащихся с более выраженной активностью следует усаживать за передние парты, чтобы исключить влияние на них других учеников.
В школах для гиперактивных детей занятия в классе проводятся по специальной программе (изменена методика подачи материала, но объем его остается в тех же пределах). Продолжительность урока сокращается до 30-35 минут. В перерыве дети занимаются легкими физическими упражнениями и аутотреннингом. Количество учеников в классе не должно превышать 8-10-15 чел. в зависимости от профессиональной подготовки учителя. Эффективность работы с детьми с СДВГ и их семьями.
Обстановка дома должна быть, насколько это возможно, спокойной, с отсутствием раздражителей и предметов, которые могут отвлекать внимание ребенка. Желательно, чтобы у него была отдельная комната с преобладанием спокойных цветов в окраске стен и окружающих предметов. Ребенка следует приучить к строго определенному режиму: он должен ложиться спать и вставать в одно и тоже время.
Также в режиме следует строго выделять часы для игр, просмотра телепередач, выполнения домашних заданий и т.д. Уже одно соблюдение этих рекомендаций может оказать на гиперактивного ребенка благоприятное влияние. Эффективной оказывается организация и терапевтической, психотерапевтической помощи семье. При этом она оказывается поэтапно: 1. индивидуальная и совместная терапия родителей; 2. семейная терапия; 3. обучение родителей; 4. индивидуальная и групповая терапия детей; 5. индивидуальная и групповая развивающая психотерапия для детей; 6. групповая терапия для родителей.