Проведение общих оздоровительных мероприятий имеет большое значение для сохранения состояния здоровья, профилактики травматизма, предупреждения перехода морфофункциональных отклонений в органические и для предупреждения развития заболеваний. Среди оздоровительных мероприятий большое внимание должно быть уделено физическому воспитанию учащихся, являющемуся мощным средством укрепления здоровья и способствующему гармоничному физическому развитию. Физические упражнения повышают общую тренированность организма подростков, в том числе и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, закаливают организм, нередко приводят к компенсации имеющихся нарушений.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР N 986 от 04.10.77 врачебный контроль за учащимися, занимающимися физической культурой и спортом, должен осуществлять терапевт подростковый. Для обеспечения оздоровительного воздействия физической тренировки на лиц с отклонениями в состоянии здоровья ее важно проводить с учетом специфики заболевания, руководствуясь при этом методическими указаниями "Физическое воспитание детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья", утвержденными Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения СССР.
По результатам предварительных и периодических медицинских осмотров врач должен распределить учащихся по медицинским группам для занятий по физической культуре: основную, подготовительную и специальную и указать соответствующую группу в учетной ф. N 025-1-у.
К основной группе следует относить учащихся, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, и подростков с незначительными морфофункциональными отклонениями, но с достаточным уровнем физической подготовленности. Учащиеся, отнесенные к этой группе, могут заниматься в спортивных секциях и участвовать в любых других физкультурных мероприятиях. Однако для занятий в спортивных секциях и участия в спортивных соревнованиях областного масштаба необходимы дополнительное медицинское обследование и заключение врача-специалиста по врачебному контролю над учащимися, занимающимися физкультурой и спортом.
К подготовительной группе относятся подростки, имеющие морфофункциональные отклонения, отстающие от своих сверстников по физическому развитию или имеющие некоторые хронические заболевания. Учащиеся, отнесенные к этой группе, должны выполнять программу физического воспитания с определенными ограничениями. В процессе работы с такими учащимися педагогам не следует давать им полной нагрузки, требовать сдачи зачетных нормативов, допускать к участию в спортивных соревнованиях.
В специальной группе должны заниматься подростки, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья, но допущенные к учебе в среднем профтехучилище. Учащихся этой группы нельзя допускать к выполнению общей программы физического воспитания. Они должны заниматься по особым программам, в которых предусматривается оздоровительное влияние физических упражнений. Для лиц с нарушениями осанки необходима организация занятий по физической культуре, направленных на коррекцию имеющихся отклонений.
Временное освобождение от занятий физическим воспитанием или ограничение в них необходимо давать учащимся, перенесшим острые заболевания или обострения хронических заболеваний. Терапевт-подростковый совместно с работниками СЭС (врачами по гигиене труда, гигиене детей и подростков и др.) должен осуществлять контроль за правильной организацией учебного процесса, режима дня, использованием внеурочного времени; соблюдением режима питания, его качеством; санитарно-гигиеническими условиями учебных классов, мастерских средних профтехучилищ, цехов базовых предприятий; выполнением соответствующего законодательства по труду подростков.