Успешность освоения подростком профессии при сохранении им высокой работоспособности и хорошего состояния здоровья во многом определяется соответствием индивидуальных психофизиологических особенностей организма требованиям избранной профессии. Неправильный, без учета индивидуальных особенностей выбор подростком профессии может быть причиной затруднений в ее освоении, низкой производительности труда, смены профессии в дальнейшем.
Подростки в данном случае работают на постоянном пределе своих физиологических возможностей, вследствие чего они более подвержены неблагоприятным воздействиям производственных факторов, чаще болеют, получают травмы, допускают аварии. Между тем эти же подростки могли бы успешно овладеть другими профессиями, требования которых соответствуют их индивидуальным особенностям.
В процессе учебы, и работы профессия может предъявлять повышенные требования к особенностям высшей нервной деятельности (силе, подвижности, уравновешенности основных нервных процессов, корково-подкорковым взаимоотношениям и взаимоотношениям сигнальных систем), чувствительности анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, тактильного, вестибулярного), к свойствам внимания, памяти и т.д. Психофизиологические функции, к которым профессия, предъявляет повышенные требования, называются "профессионально значимыми" или "ключевыми" для данной профессии.
Число таких функции и степень жесткости требований к ним определяются спецификой данной профессии. Есть профессии, требующие высокой силы нервной системы (например операторские профессии), хорошей подвижности нервных процессов (профессии, связанные с работой на конвейере или в условиях лимита времени), высокой мышечно-суставной и тактильной чувствительности (профессии шлифовальщика-полировщика, электрогазосварщика) и т.д.
В целях проведения профессионального подбора подростков разработаны объективные критерии профессиональной пригодности к некоторым массовым профессиям народного хозяйства, учитывающие профессионально значимые для данной профессии психофизиологические функции и необходимый уровень их развития, обеспечивающий успешность овладения профессией и работы в соответствующей области. Для обеспечения наилучшего соответствия подростков избираемой профессии рекомендуется проводить профессиональный подбор по психофизиологическим показателям.
Заключение о профессиональной пригодности подростка должно быть сделано на основании исследования у него психофизиологических функций, профессионально значимых для данной профессии, и сравнения полученных показателей с критериальными. Руководством для проведения профессионального подбора в средние профтехучилища могут служить "Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному отбору", утвержденные Госкомитетом СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС и Министерством здравоохранения СССР.