Полезно
Собору Святого Петра в Риме, по подсчету историков, более 5 веков. 12 октября 1506 года по распоряжению Папы Юлия II был заложен первый камень в его основание. Освещен собор был лишь 18 ноября 1626 года, 120 лет спустя.
По одной из легенд, в его основании — могила святого Петра, ученика Христа, первого епископа Рима, главы христианской церкви. Согласно этому преданию, именно здесь, на арене цирка, в годы правления Нерона апостол был казнен, а храм разрушен. Однако по прошествии некоторого времени храм был вновь построен. То здание, которое вплоть до сегодняшнего дня украшает площадь Ватикана, является результатом комбинирования нескольких проектов разных зодчих двух столетий. Необходимо особо отметить, что строили не просто храм, а создавали восьмое чудо света, которое должно было не просто сравняться с чудесами древности, но и затмить их.
Первый проект твердыни католического мира принадлежит Донато Браманте. Его унаследовал Рафаэль. После смерти мастера во главе строительства встал Антонио да Сангалло, который значительным образом откорректировал проект Браманте (Рафаэль его фактически оставил неизменным), по мнению современников, в лучшую сторону. Строительство шло медленно, не хватало средств для его восстановления, а после разграбления Рима войсками испанского короля Карла V и, по совместительству, императора Священной Римской империи, строительство вообще остановилось. В 1535 году недостроенный храм напоминал древние руины, нежели главный храм католического мира.
Создавая проект храма, Микеланджело опирался на первый проект Браманте, чей талант он ценил и уважал, несмотря на то, что считал его одним из главных своих врагов. Следует отметить, что в свое время именно собор Святого Петра явился причиной их главной ссоры. Микеланджело верил, что именно Браманте помешал ему осуществить грандиозный проект гробницы Юлия II. Собор Святого Петра проецировался не только как уникальное творение и символ власти, но и собственный мавзолей. Но по истечению несколько десятилетий Микеланджело воссоздает проект своего старого конкурента, естественно видоизменяя его в соответствие со своим вкусом и миропониманием.
В XVII столетии работы в соборе Святого Петра продолжились. В 1605 году Карло Мадерна трансформирует центрический храм Микеланджело в привычную для католиков базилику. Сделано это было и с точки зрения удобства (подобный храм был вместительней и больше подходил особенностям католического богослужения), и по идеологическим причинам (Папы эпохи Контрреформации тщательным образом возрождали символы веры и церкви первых веков христианства).
Практически 40 лет отдал работе над собором Святого Петра Джан Лоренцо Бернини, Микеланджело XVII столетия. Он воссоздал потрясающее внутреннее убранство и прославленную сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также является его созданием.
Собор Святого Петра, действительно, стал символом могущества католической церкви. Однако также стал и образцом, чьи черты узнаваемы во всех значительных храмовых всех постройках христианских стран последующих столетий.