Новости
Психолог Роберт Бор считает, что претензии, выдвигаемые к медикам-специалистам, проверяющим психологическую часть комплексного состояния пилотов перед выдачей им разрешения к полету, безосновательны. Ведь произвести в течение одного медосмотра полноценную оценку состояния здоровья человека как физического, так и душевного, за пределами возможностей современной медицины.
В последние дни у следствия по делу о крушении авиалайнера А320 появились в разработке новые версии причин произошедшей трагедии. Есть весомые основания полагать, что Андреас Любитц, управлявший самолетом, мог преднамеренно разбить его. В этой связи возникает множество вопросов к команде докторов оценивавших состояние здоровья Андреаса, прежде чем вручить ему разрешение на пилотирование.
Даже для вынесения наиболее точного диагноза относительно физического заболевания, пациент наблюдается продолжительное время, после чего только выносится диагноз. И даже при этом нет, и не может быть стопроцентной вероятности, что он будет правильным и на его основании можно будет верно спрогнозировать возможные будущие отклонения в самочувствии больного. Что уж говорить в этом плане о психиатрии. Тем более что основная часть предварительного медосмотра для пилотов в большей степени представляет собой исключительно изменения в биологическом состоянии. Фиксируются отклонения в массе тела, измеряется рост, проверяются кровь и моча.
Психологическая часть осмотра ограничивается одной непродолжительной беседой с врачом и в некоторых случаях написанием тестов. Может ли даже дипломированный специалист по разговору с человеком оценить его моральное состояние и вынести наиболее верное решение, а по возможности, предвидеть опасность в его поведении – вопрос скорее риторический.
По мнению психолога даже наличие в кабине управления второго пилота, который так или иначе, оценивает поведение своего коллеги, не является гарантией того что отклонения удастся распознать и принять предварительные меры. Случаи, когда капитаны, преднамеренно совершающие столкновение или крушение, в авиации уже имели место быть. Но такое происходит по статистике всего один раз в 5-10 лет. Определить желание напарника совершить массовое убийство может быть вполне нереальным. Достаточно вспомнить многочисленные случаи из нашей истории, ужасающих зверств, совершаемых вполне здоровыми и добродушными, на первый взгляд людьми.