Новости
Команда специалистов под руководством Филиппа Вальтера из Лаборатории розыска и восстановления культурных шедевров музея Де-де-Франс (LC2RMF, CNRS) сделала количественный химический анализ семи картин из Лувра, в том числе знаменитой Мона Лизы. Выяснилось, что произведения Леонардо да Винчи очаровывают отчасти из-за целого ряда тонких оптических эффектов, которые размывают контуры, смягчают переходы и тени, как дым.
Данный прием называется «сфумато», причем этот метод, не только показатель гениальности художника, но и следствие технических инноваций, появившихся в начале 16 века. Великий мастер являлся непревзойденным мистификатором, и использовал в своих работах все известные ему способы воплощения необычных изображений. Ученых сосредоточили свои усилия на изучении лиц, потому что они обладают характеристиками сфумато.
Они использовали рентгеновскую флуоресценцию для определения состава и толщины каждого слоя. В ходе исследования выяснилось, что художник наносил очень тонкие слои от 1 до 2 мкм, и не менее 9 на каждой картине. Причем неизвестно как ему это удавалось, ведь, специальное оборудование появилось лишь в конце прошлого века. Кроме того, оказалось, что каждый новый слой имеет совершенно разный женский облик. Не удивительно, что Леонардо расписывал каждое полотно от 10 до 40 лет.