Новости
Американские ученые установили, что люди гораздо легче и охотнее говорят неправду, если им не приходится при этом лично смотреть в глаза собеседнику, а, например, отправляя СМС или электронные письма. В рамках эксперимента специалисты проанализировали поведение 140 добровольных участников, которых распределили по парам и предложили поучаствовать в своеобразной ролевой игре. Один из участников должен был исполнять роль так называемого продавца, а второй – покупателя.
Задачей продавцов было продать как можно больше товара, который, как им сообщили, в течение недели подешевеет вдвое. При этом качество товара не всегда было высоким. Выяснилось, что методы, при помощи которых участники-продавцы пытались сбыть товар группе покупателей, различались в зависимости от того, как именно они рассказывали о нем. Так, если предложение осуществлялось в письменной форме, в виде обычных или электронных посланий, то продавцы чаще врали о качестве предлагаемой продукции.
С другой стороны, если это делалось в ходе личной встречи, либо посредством видеоконференции, они были более честными. По мнению профессора Университета Британской Колумбии Рональда Ценфетелли, одного из ведущих авторов исследования, это связано с тем, что признаки лжи, в том числе и невербальные – движения тела, жесты, мимика – заметны при личном общении, а, к примеру, в письме или СМС их распознать просто невозможно. При этом участников, составлявших группу покупателей больше всего возмущало как раз именно такое вранье.