Афиша
На выставке представлены десятки работ, созданных художником Вагричом Бахчаняном, который скончался 12 ноября 2009 года в Нью-Йорке на 72-м году жизни. Помимо единичных произведений зрители увидят две больших серии, созданные Бахчаняном уже в США: «Голая «Правда» (1974) и «Американцы глазами русских» (1983).
Вагрич Бахчанян — график, литератор, художник книги, автор объектов и перформансов — определял себя как «художника слова». В своем творчестве он изобретал новые техники и направления, работал над связью слова и имиджа.
Искусствоведы называют его подлинным отцом поставангарда, живописного постмодернизма, концептуализма и много чего другого. Соц-арта в том числе. Бахчанян никогда не стремился соответствовать принципам рынка. Называя себя «художником слова», он из слов, всем известных и доступных, виртуозно создавал композиции, становившихся афоризмами, что-то превращалось в анекдоты.
Например, «И на нашей улице будут будни», «Бей баклуши — спасай Россию!», «Всеми правдами и неправдами жить не по лжи». Самая известная, пожалуй: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». Или, пионерская речовка «Как повяжешь галстук — береги его. Он ведь с красной рыбою цвета одного».
Есть еще один жанр, в котором Бахчанян особенно великолепен. Есть проект книжной обложки: Ленин поднимает на руки девочку — и титул книги: «Владимир Набоков. Лолита». Или, когда он берет ню Матисса, где одна из моделей присела на корточки и выставила вперед руки, и подписывает: «Архипов. Прачки». Бахчанян говорил о себе, что он армянин на 150 процентов, потому что даже мачеха была армянкой.
Прошлой весной Бахчанян выставлялся в Нью-Йорке в рамках экспозиции «Вспоминая перестройку: художники против государства». В своих работах он воспроизвел карикатурные образы американцев из советских газет, произведя на них эстетический шок. В Америке Вагричу Бахчаняну все же не хватало России, а еще больше России не хватает Вагрича.