Карл Бенц, скорее всего, будет шокирован в связи с продолжающейся популярностью своего изобретения. Человеческий аппетит до легковых автомобилей вырос до точки, где в настоящее время на каждые 11 человек в мире приходится по одной машине. Правительство сталкивается с необходимостью устанавливать новые нормы безопасности на дорогах и следить за их четким соблюдением, что далеко не всегда оказывается простым делом. Разумно, как можно подумать, что чем больше машин в мире, тем больше ДТП. Но, как всегда, цифры показывают более сложные истины.
Возьмем Англию в качестве примера. В 1950 году там было около 4400 тысяч транспортных средств, зарегистрированных в Великобритании, по одному на каждые 11 человек. В 2010 году насчитывалось 34 млн. автомобилей, в восемь раз больше, и больше, чем по одному на каждые два человека. Было зарегистрировано 5012 смертей на дорогах Великобритании в 1950 году, но к 2010 году количество смертей снизилось на 63% до 1850. Если вспомнить, как раньше люди любили ездить на своих старых машинах, которые не проходили регулярной инспекции безопасности и не были оборудованы ремнями безопасности, и как люди могли ездить в бары, пить весь вечер, а потом петлять домой, то невозможно особо удивиться этим необычным изменениям. В наши дни безопасность на дорогах значительно повысилась.
Если перевести эти цифры в шанс смерти на миллион, или микроморты, то было в среднем по 102 микроморта на человека в год в 1950 году. Это число снизилось всего до 31 микроморта в год в 2010 году. Или, говоря другими словами, каждые 100 000 автомобилей в 1950 году были ответственны за 114 смертей, но в 2010 году они были ответственны за пять смертей.
Почти все развитые страны последовали этому шаблону, несмотря на увеличение трафика. За 30-летний период между 1980 и 2009 годами число смертей на дорогах снизилось на 55% в Австралии, 69% во Франции, 63% в Великобритании, 54% в Италии и 50% в России. Снижение в США произошло всего на 34%, и смертность немного выросла в Греции. Для стран, которые собирают соответствующие данные, мы можем получить среднее число микромортов на каждую тысячу километров, которые проходит транспортное средство: четыре в Великобритании, семь в США, 10 в Бельгии, 20 в Корее, 40 в России и 56 в Бразилии.
Подсчет несчастных случаев и травм более сложен - что именно считается травмой? Принимая во внимание нашу страну, например: в 2012 году было 203 597 аварий с 258 618 травмами. Люди по-прежнему врезаются друг в друга около 400 раз в день, но доля аварий, которые приводят к летальному исходу, упала ошеломляюще - благодаря ограничениям скорости, функциям обеспечения безопасности на дорогах, а также улучшению медицинской помощи.
К сожалению, эти тенденции не наблюдаются во всем мире. В то время как средний риск для человека умереть от смерти на дорогах в странах с высоким доходом равен 103 микромортам в год, это число достигает 205 в странах с низким и средним уровнем дохода. Из примерно 3500 человек, убитых в день по всему миру, 3000 находятся в развивающихся странах, несмотря на то, что эти страны имеют меньше всех автомобилей на дороге. Например, в Южной Африке происходит 15000 смертей на дорогах каждый год.
В более богатых странах виновниками большинства ДТП со смертельным исходом являются пассажиры автомобилей. В более бедных странах страдают «уязвимые участники дорожного движения»: пешеходы, велосипедисты и целые семьи, путешествующие на одном небольшом мотоцикле. Например, 70% всех смертей на дорогах в Таиланде приходится на водителей двухколесных транспортных средств.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что только 47% стран имеют законы обеспечения безопасности на дорогах, такие как запрет на превышение скорости, алкоголь, необходимость использования ремней безопасности, шлемов и детских удерживающих устройств. И они часто не соблюдаются. Может показаться странным, что страны с меньшим количеством автомобилей являются более рискованными местами для движения по дорогам, но смерти на дорогах снижаются настолько, насколько загружены.