В настоящее время ни один человек в мире (будь то мужчина или женщина) не представляют свою жизнь и жизнь своих волос без шампуня. Рынок сегодня нам предлагает громадный ассортимент всевозможных косметических средств по уходу за волосами: начиная от бальзамов после мытья для разных типов волос и кожи головы и заканчивая укладочными пенками и муссами под определенное время года.
И поэтому сейчас довольно сложно представить, что когда-то человечество обходилось без этого необходимого средства.
Путешествующие европейцы в эпоху великих географических открытий привозили из восточных стран местные рецепты по уходу за волосами и телом. Голову мыли смесью из равных пропорций воды и пепла от сожженных растений, отварами кожуры и мякоти растений, кожуры фруктов и овощей. Шаг за шагом они научились делать отдельно средства для разных целей. Например, чтобы увлажнить волосы, их смачивали кокосовым маслом, а для избавления от перхоти служил экстракт кустарника чапареля. И такие способы ухода за волосами существовали довольно длительное время — вплоть до конца XIX века.
В Англии к тому времени мыли голову исключительно золой и мылом, что оставляло на волосах характерный белый налет. Были также специальные масла для мытья, однако они были доступны лишь самым богатым. Англичанин Кейси Херберт произвел настоящую революцию: его имя теперь связано с изобретением первого шампуня, представляющего собой смесь мыла и травы. Новое средство называлось Shaempoo. Новинка вскоре стала очень популярной среди лондонцев, Херберт с успехом продавал средство прямо около своего дома. Идею его быстро подхватили, и спустя некоторое время пакетик с шампунем продавался во всех крупных парикмахерских и аптеках.
В Европе, напротив, продолжали мыть голову смесью золы, мыла, уксуса, бензина, чтобы убрать некрасивый налет от мыла. Как известно, земля слухами полнится. Если бы одна женщина не пришла в местную аптеку к химику Хансу Шварцкопфу и не сказала бы об английском чудо-порошке, может быть, европейцы еще долгое время мыли бы голову этим суррогатом. Ханс Шварцкопф через некоторое время вывел формулу порошкового шампуня и решил поставить его производство на поток. Для этого он в 1903 году поместил средство не просто в безымянный пакетик, а на упаковке были изображены силуэт головы и надпись Schwarzkopf (что в переводе с немецкого языка означает «черная голова»).
Следует сказать, что, несмотря на популярность нового средства для мытья волос, шампунь все же был для большего процента немцев роскошью из-за высокой цены. Несмотря на это пакетики со знаком черной головы разлетались с прилавков. По истечении некоторого времени Шварцкопф решил улучшить рецептуру, добавив в шампунь экстракт фиалки, из-за чего средство стало приятно пахнуть, потом появился шампунь с миндальным маслом и пантенолом. Популярность продукта росла, и нужно было расширять производство и предлагать потребителю новые виды шампуней, с разными свойствами, для каждого типа волос и с разными компонентами. Спустя год после данного изобретения, в 1904 году открылся завод компании Schwarzkopf, откуда вышли восемь видов шампуня: ромашковый, желтковый, травяной, кислородный, березовый, ланолиновый, серный и с вытяжками смол.
В 1921 году «король шампуня», как его окрестили жители, Ханс Шварцкопф ушел из жизни, но его дело взяли в свои руки его жена и сын, которые расширили производство. В 1927 году появился первый жидкий шампунь. Порошок, конечно, был удобен в использовании, но только если сравнивать его со старинными способами мытья волос золой и мылом. Пакетики с сухим веществом промокали, а сам порошок мог иногда вызвать аллергическую реакцию. Жидкий шампунь, несомненно, стал новейшим словом на рынке средством по уходу за волосами. В 1947 году компанией Schwarzkopf был выпущен первый шампунь без содержания щелочи – прародитель всех современных шампуней.