Обиды ребенка являются вполне нормальной и естественной реакцией на какую-либо ситуацию, вследствие которой было задето его самолюбие. Психологи выделяют несколько ситуаций, при которых у малыша возникает чувство обиды.
1. Ситуации отказа в существенных и важных для ребенка вещах. К примеру, когда родители либо воспитатели не дают игрушку, которую давно обещали, отказывают в подарке, не позволяют поиграть в любимую игру и т. д.
2. Ситуации, когда ребенок чувствует пренебрежение к себе и превосходство других. Когда ему не дают возможность проявить себя в какой-то главной для него роли, не приглашают участвовать в игре, не дают своих игрушек, отказываются с ним дружить.
3. Ситуации, в которых малыш ощущает себя униженным, когда его дразнят и обзывают.
4. Ситуации, когда ребенку не уделяют достаточного внимания, не хвалят, дают понять, что кто-то другой мог бы лучше сделать эту задачу или что другой ребенок лучше него в каких-либо качествах.
Во всех вышеперечисленных случаях ребенок чувствует себя обиженным и неполноценным. В подобные моменты он особенно нуждается в любви, заботе и понимании родителей и воспитателей.
В связи с этим у родителей возникает вполне закономерный вопрос: как помочь ребенку выбраться из этого круга? Во-первых, любой ребенок нуждается в том, чтобы его старания отметили, одобрили действия и похвалили его деятельность. Каждая поделка, нарисованная картинка, написанный рассказ, стихотворение, уборка в комнате — все это должно стать прекрасным стимулом для похвалы ребенка. Но родителям необходимо знать, что одной похвалы никогда не бывает достаточно. Обязательно нужно поощрять отличное поведение, добрые и щедрые поступки, однако никогда не стоит давать оценок, чтобы не фиксировать внимание на качествах характера ребенка: не надо сравнивать его с другими детьми (надо помнить, что он — индивидуальность, личность), чтобы сверстник в дальнейшем не воспринимался в качестве соперника и источника обиды. Наверно, это главное правило для профилактики и предотвращения обидчивости.
Во-вторых, с раннего детства следует давать понять ребенку, что оценка окружающих не является истиной, это только взгляд со стороны. Отношения других детей к нему тоже не самое главное в его жизни, и каждый имеет право на свое мнение.
В-третьих, направлять энергию и эмоции ребенка в нужное русло. Если малыш ощущает себя обделенным, нужно постараться переключить его мысли в русло творчества и полноценного общения. Необходимо создать условия, чтобы ребенок смог играть с другими людьми и получать удовольствие от самой игры, взаимодействовать с ними и испытывать сопричастность. Для этого подойдут игры с правилами, ролевые игры. Именно так ребенок научится видеть в других людях своих партнеров и друзей. И сможет избежать бесполезных ссор и обид.