С рождением в молодой семье ребёнка, происходит определенная перестройка внутреннего мир и мужа и жены. При этом осуществляется переоценка ценностей и потребностей, всплывают с новой силой старые разногласия, и помимо этого, могут сформироваться и новые темы для ссор между молодыми супругами и их детьми. Дети - абсолютно беспомощные существа, именно поэтому они долгое время остаются зависимыми от своих родителей. Но, вместе с тем, абсолютной зависимостью от родителя, ребенок имеет и достаточно большую силу влияния на него. В итоге, между детьми и родителями формируется очень тесная связь.
В первый год жизни данная связь является главным условием для адекватного его развития, так как непосредственно в этот момент у ребенка зарождаются чувства привязанности и доверия к родителю, которые впоследствии становятся шаблоном типа его общения и поведения с другими людьми. Отклонение данной связи между родителями и малышом может способствовать развитию тех или иных отклонений в ходе адекватного развития малыша, а значит и проблемы его воспитания. Отсюда следует, что первый год жизни является критическим в формировании доверительных и дружеских отношений с родителями.
Каков механизм подобного обоюдного притяжения? Как научиться слышать ребенка, понять его нужды и желания? Ни один новорожденный не даст ответа: сколько ему лет, как его зовут, что он хочет и где у него болит. Родители стараются понимать своего ребенку исходя из своих ощущений и понятий, как бы сравнивая себя с малышом и присовокупляя ему свои ощущения или представления. Поэтому мама, папа и ребенок приобретают вид единого организма. Родители рисуют идеальный образ малыша и стремятся сделать из собственного чада этот идеал. И в этом заключается положительное значение родительских представлений о малыше. Нередко, конфликты и проблемы появляются, когда родительские представления и фантазии далеки от реального положения дел.
Иногда мама малыша очень активная женщина и желала бы с 3-х месячным ребенком отправиться в путешествие, а её малыш, что не удивительно, не способен перенести его. В другой ситуации папа хотел сына, а на свет появилась девочка. И у отца на этой почве возникает конфликт ни в чем не повинным ребенком, который не виноват, что не оправдал ожиданий родителя, еще не появившись на свет. Нередко конфликты возникают, если присутствует несоответствие между характером и психотипом ребенка и родителя. Например, кто-то активен, а кто-то флегматичен, или наоборот кто-то спокоен, а кто-то гиперактивен. Глубина взаимоотношений и проблем между супругами и их отпрысками, наличие доверия между ними, и, естественно, успехи психологического формирования малышей создаются, в первую очередь, самими родителями, благодаря постоянному проявлению внимания, любви и уважительного отношения к личности ребенка.
Детская психология определяет 3 доминирующих типа взаимосвязи родителей и их детей:
1. Оптимальный тип. Для такой связи характерно абсолютное взаимное доверие между родителем и ребенком. В таких условиях личность ребенка развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается.
2. Тип излишней вовлечённости. Такой тип связи отличают: безграничная и слепая родительская любовь, гиперопека, постоянное участие в делах и жизни ребёнка, вплоть до вмешательства в его внутренний мир.
3. Тип излишней отстраненности. Этот тип связи выделяет: пренебрежение к малышу, нежелание понимать его особенностей и пренебрежение его желаниями, полное игнорирование ребенка. Такой тип связи что, не удивительно, оказывает отрицательное влияние на формирование ребенка, как личности. Все это, а также нежелание понимать своего ребенка, способствует формированию низкой самооценки и к самоуничтожению личности малыша.