Жан-Поль Готье известен в мире моды как автор постмодернистских коллекций одежды, в которых обязательными элементами являются интригующая неоднозначность и специальная неясность в комбинации с элементами иронии, игры и развлечения. Помимо этого, специфическим приемом Готье становится характерный для съемок кино и клипов принцип монтажа. Этот необычный прием Готье использовал в коллекции весна-лето 1995 года, которая называлась «Конец века».
С самого раннего детства Готье питал слабость к киноискусству. Все увиденное он переносил на ткань. Например, при создании коллекций одежды 1990—1991 годов сезона осень-зима «Пришельцы с Востока» Готье использовал мотивы фильма Э. Кустурицы «Время цыган», а также свои наблюдения за людьми на улицах городов, произведений живописи и исторических событий, свободно комбинируя все жанры.
Для достижения задуманных эффектов были использованы такие приемы: 1) разнообразные типы специально созданного хаоса и динамичности форм, а также нарочито кричащие контрасты в линиях и цвете; 2) нелепость либо откровенное уродство; 3) сочетание абсолютно странного либо абсолютно невозможного (особенно это касается экстравагантных комбинаций фигур и элементов); 4) слишком простые либо слишком вычурные символы, которые являются признаком ориентации на массовый вкус; 5) гипертрофия и гротеск форм (диспропорции, шаржи, карикатуры); 6) мистические и произвольные конструкции (например, аксессуары с виде ребусов, которые требуют раскадировки их покупателем).
Такие приемы в 1980-е годы применяли, в основном, представители «Нового дизайна», иллюстраторы моды, дизайнеры одежды. В современном дизайне главенствует трансформация материалов и форм, особо ценятся эффект странности, комбинация нетипичных материалов в эклектичных сочетаниях. Обращение Готье к внешнему эффекту связано со стремлением постмодерна к театральности в показах коллекций и эпатированию публики. Жан-Поля Готье в конце 1990-х годов стали называть не иначе, как самым гениальным модельером последнего двадцатилетия XX века и сравнивали его с Ив Сен Лораном.
Следует отметить, что когда он только начинал свою карьеру в мире моды, его прозвали ужасным ребенком французской моды, приводящим своими идеями в шок, которые казались безумными и не укладывались в привычные рамки, однако время подтвердило их соответствие тенденциям времени. Сложно еще найти модельера, чье творчество в такой степени соответствовало бы новым реалиям эпохи постмодерна. Для Готье был типичен так называемый «культурный номадизм», т. е. его модели как бы пространственно перемещались, символизируя кочевников, а его художественные принципы в моде свободно двигались по различным территориям художественной культуры прошлого и настоящего.
Модели Готье отличаются эклектичностью стилей и форм, в которых гармонично комбинируются между собой улица, этнические и исторические костюмы, образы доблестных киногероев, живопись и музыка различных направлений. Теперь с появлением Готье современный дизайн начал двигаться с тенденцией к расширению собственных границ, и вместо критериев вкуса, утонченности, меры, гармонии возникли критерии изобретательности, остроумия, фантазии, игры. Эти изменения были отмечены уже в начале 1970-х годов. Все творчество Готье можно охарактеризовать как эстетика хаоса и нарочитой и несогласованности.