Старшие дошкольники большое количество времени проводят со своими ровесниками. Так как главный вид их самостоятельной деятельности является игра, то она и становится базовой самоорганизацией любой детской группы. Вокруг нее и в ней строятся истинные взаимоотношения детей.
Основными критериями, обуславливающими отношение ровесников ребенка, их антипатии и симпатии, являются следующие: умеет ли играть интересно, справедливо ли поступает в коллективной игре. Немаловажным становится «вход» в общество сверстников, поскольку это очень нужно для эмоционального благополучия ребенка.
Когда ребенок не умеет играть в ту или иную игру, это может обернуться конфликтными ситуациями, с одной стороны, и замкнутостью и развитию депрессивных состояний, с другой стороны. Изначальный внешний конфликт (например, не принимают в игру) трансформируется во внутриличностный, основными признаками которого становятся снижение самооценки, появление чувства неполноценности, ущербности, зарождается негативизм.
В группах детского сада нередко можно наблюдать детей, которые находятся всегда в стороне от других детей, не зачисляются в их компанию, так как не умеют играть либо играют не так, как принято в этой группе. Авторитет взрослого здесь не поможет. Чтобы этого избежать, на начальных стадиях ребенку просто нужно помочь выучить необходимые способы игры.
Первым таким признаком является отказ ребенка идти на следующий день в садик. Данная часть жизни ребенка не должна игнорироваться родителями, так как именно в социуме формируются у ребенка его качества и устанавливаются межличностные отношения. Стоит посмотреть и понаблюдать за тем, как играет ребенок с детьми во дворе, с приятелями, которые бывают у вас дома, прислушаться к замечаниям воспитательницы в детском саду.
Другой причиной конфликтов со сверстниками (помимо неумения играть) может быть очень высокая самооценка ребенка, привыкшего играть и общаться с взрослыми, которые терпимы к нему, непомерно хвалят, понимают с полуслова. Такой ребенок хочет быть лидером в любой игре, не принимает сверстников в качестве равных партнеров с их личными замыслами и намерениями.
В данном случае огромную помощь взрослому окажет игра с правилами. Правила необходимы для всех, выбирать лидера нужно по справедливости (в этом контексте большую роль может сыграть считалочка) — все это должен осознавать ребенок, чтобы не пробудить к себе озлобленного отношения ровесников.
Правила такого честного поведения можно применять и в сюжетной игре — при выборе ее темы, разделении ролей. Правда, самими детьми в самостоятельной сюжетной игре они применяются гораздо реже, нежели в игре с правилами, однако ребенок должен иметь и такой опыт.