Статуя Зевса Олимпийского представляет собой единственное чудо света, которое очутилось на Европейском материке. В те времена ни один из всех храмов Древней Греции не удостоился звания чуда света. Выбрав в роли чуда Олимпию, у жителей Греции остался в памяти не храм, а статуя, находящаяся в нем.
Следует отметить, что сам Зевс имел к Олимпии непосредственное отношение. Каждый житель тех мест сохранил в памяти то, что именно здесь Зевс одержал победу в борьбе с кровожадным Кроном, родным своим отцом, который, пребывая в страхе, что сыновья посягнут на его могущественную власть, принялся их пожирать. Зевс остался в живых тем же способом, что и другие мифологические персонажи всех народов: всегда придет на помощь чья-то добрая душа, которая пожалеет и приголубит младенца. Таким образом и поступила жена Крона, Рея, подложившая мужу вместо Зевса огромный булыжник, завернутый в ветошь, который тот и проглотил. Выросший и окрепший Зевс вызволил из плена всех своих братьев и сестер.
Важнейшей святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей произведения известного зодчего Фидия. Совместно с Периклом Фидий разработал план преобразования и украшения Афин. Несколько лет Фидий находился в Олимпии, воздвигая статую, которая была монолитной по материалу.
Статуя Зевса Олимпийского располагалась в храме, длина которого составляла 64 метра, ширина — 28, а высота внутреннего помещения была примерно 20 метров. Восседающий в конце зала на троне Зевс упирался головой потолок. Зевс был обнажен по пояс и вырезан из дерева. Тело было покрыто пластинами из слоновой кости, окрашенными в розовый цвет. Одежду имитировали золотые пластины. Зевс был настолько могущественен, что по окончании работы раздался сильный удар грома, от чего даже пол в храме дал трещину. Так Фидию был подан знак, что греческий бог доволен.
Интересно, но скульптор довольно долго пытался найти способ освещения великолепной статуи, потому что раньше окон в храме не было, а свет проникал в здание через проем в двери. После долгих раздумий Фидий нашел выход: перед ногами Зевса был постелен синий камень с нишей для бассейна, куда было влито оливковое масло. Таким образом, свет, исходящий из дверного проема, отражался в маслянистой жидкости и освещал статую.
Сохранились еще и описания кресла Зевса, которое было инкрустировано барельефами из слоновой кости и золотыми скульптурами богов. Боковые стенки престола были разрисованы художником Панэном.
В дальнейшем византийские императоры транспортировали со всей аккуратностью статую в Константинополь, несмотря на то, что скульптура была языческой. Однако такое высокое отношение к искусству было недолгим. Дело в том, что враги язычества, христианские фанаты и служители церкви, были рады, когда, по их мнению, Бог покарал служителей культа: дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянная статуя Зевса Олимпийского стала жертвой и добычей огненного пламени. В результате от этого величественного изваяния остались только пластинки из золота.