Основные профессии, по которым ведется подготовка кадров для электронного производства, связаны с наладкой оборудования, с изготовлением полупроводниковых материалов, со сборкой полупроводниковых приборов и интегральных микросхем (наладчики технологического оборудования, операторы вакуумно-напылительных процессов, изготовители печатных схем и шкал, сборщики микросхем, сборщики полупроводниковых приборов, операторы термосоединений и др.).
При выполнении профессиональных функций возможен контакт работающих со свинцом, токсическими химическими веществами. Большинство производственных операций связано со значительным нервно-зрительным напряжением, требует повышенного внимания, большой точности; многие операции выполняются под микроскопом. Для труда сборщиц характерны выраженная монотонность и гипокинезия. Их работа протекает при искусственном освещении, в условиях стабильного микроклимата, деионизированной воздушной среды, небольшого постоянного шума в пределах 68-72 дБА.
В целях профилактики неблагоприятного влияния труда на организм учащихся помимо выполнения рекомендаций общего характера необходимо соблюдение ряда дополнительных мер. Учитывая, что большинство операций сборки относится к II (б) разряду точности зрительных работ, необходимо установить особенно строгий контроль за состоянием освещения. Уровень искусственной освещенности рабочей поверхности должен быть при системе комбинированного освещения не менее 3000 лк, при общем освещении (в системе комбинированного) - не менее 500 лк.
Поскольку работа сборщиц требует высокого нервно-зрительного напряжения и сосредоточенного внимания, общий уровень звукового давления для учащихся не должен превышать ПС-65. Оптимальным режимом учебно-трудовой деятельности является режим с ежедневным сочетанием теоретических и практических занятий. Допустимо использование режима с чередованием теоретического и производственного обучения через день.
В средних профтехучилищах в течение всего I курса, а также в первом полугодии на одногодичных отделениях производственное обучение следует проводить только в учебных мастерских. В отдельных случаях производственное обучение может быть организовано на базовом предприятии на специально выделенных участках и рабочих местах при условии полного обеспечения гигиенических нормативов среды. В целях преодоления монотонности труда должна быть предусмотрена смена рабочих операций в течение дня как во время производственного обучения, так и в период практики.
Плотность оперативного времени учащихся, осваивающих профессии сборщиц, в первом полугодии на одногодичных отделениях и на I курсе средних профтехучилищ не должна превышать 50-60%, во втором полугодии на одногодичных отделениях и на II курсе - 60-70%. В период предвыпускной практики учащихся одногодичных отделений и на III курсе средних профтехучилищ плотность рабочего дня должна быть не более 70-75%.
Во время производственного обучения через 45-50 мин работы необходимо введение обязательных регламентированных перерывов. В целях борьбы с гипокинезией и профилактики утомления зрительного анализатора эти перерывы следует использовать для проведения позно-тонических упражнений, а также специальных упражнений аккомодационного аппарата глаз.
В середине дня практических занятий на III курсе и особенно во время производственной практики необходимо проведение мероприятий по активации интеллектуально-эмоционального статуса (например, использование функциональной музыки с индивидуальным по возможности подбором громкости звучания, информационных и развлекательных программ; тонизирующих напитков - чая, кофе и т.д.).