В современном мире все больше людей приходят к мысли о получении второго высшего образования. Причинами такого решения становятся появление принципиально новых требований к образовательному уровню специалистов. Ошибочно будет полагать, что второе высшее образование определяется только наличием второй корочки диплома. Это не так. Такое образование меняет качество самой личности. По установленному закону второе образование проводится на платной основе. Согласно статистике, его хотят и получают те, кто не испытывает материального недостатка, но испытывает дефицит необходимых знаний. Таких насчитывается около 65%.
Таким образом, в России второе высшее образование не является чем-то недостижимым и уделом олигархов. Это образование в быстро развивающимся современном мире становится просто необходимым для продвижения по службе. В отличие от просто высшего образование, второе высшее не требует сдачи вступительных экзаменов. Вся процедура приема обусловлена только собеседованием.
Второе высшее образование представляет собой ускоренное освоение слушателями программы высшего профессионального образования. К собеседованию и к обучению допускаются только те лица, которые имеют диплом о высшем образовании либо диплом магистра государственного образца. Такое обучение заканчивается защитой дипломного проекта. По окончании обучения выпускники получают государственный диплом о высшем профессиональном образовании. По сравнению с первым высшим второе по своей продолжительности занимает от 2-х до 3-х лет. Такая сжатость характеризуется не путем ужимания образовательной программы, а в результате перезачета некоторых дисциплин (прежде всего общеобразовательных), использования методов обучения, предполагающих больший объем самостоятельной работы, внедрения инновационных технологий.
Следует отметить, что внезапный скачок в формировании и распространении второго высшего образования в России произошел в начале 1990-х годов, когда появился существенный спрос на быстрое и качественное получение новых специальностей. Практически все образовательные учреждения достаточно активно отреагировали на новые предложения. Большую роль при этом сыграла поддержка Министерства образования и появляться негосударственные вузы. Бесспорным является тот факт, что диплом о втором высшем образовании может открыть перед своим обладателем замечательные возможности, но без твердого представления о том, зачем второе образование нужно и каким именно оно должно быть, учиться нет смысла.