Многие родители не знают ответа на вопрос, почему, например, у одной семьи мам и папа проблем не знают со своим ребенком, а в другой — что ни день, то конфликт. И кто в конечном итоге виноват в том, что у ребенка не тот темперамент? Есть несколько факторов, который и определяют детский темперамент.
От момента рождения и на протяжении всей дальнейшей жизни ребенок уникален. Буквально недавно ученым удалось установить, что прирожденные особенности человека оказывают прямое влияние на то, как он общается с окружающими. Благодаря многолетним исследованиям в области детской психиатрии в настоящее время есть удивительная возможность ознакомиться с понятием «детский темперамент» и со всем тем, что в него входит.
Детский темперамент становится хорошо заметным уже с четырехмесячного возраста. Он играет существенную роль в том, как будет формироваться взросление ребенка. Оценить темперамент можно по следующим категориям.
1. Уровень активности — от состояния «растения» до энергичного вихря: одному трудно заставить себя выказать хоть какую-то активность, другому — сложно и несколько минут просидеть на одном месте.
2. Физическая чувствительность — от низкой, когда ребенок чуть-чуть замечает синяки, до гипертрофированной, когда ребенок трудно переносит мелкие царапины и даже вкус другой марки детского питания.
3. Эмоциональность — от низкой до высокой. Проявление эмоций у одних детей сводится, главным образом, к улыбкам либо хныканью, у других — это крики и истерики против щенячьего восторга.
4. Любопытность — одни так и стараются все пощупать и везде засунуть свой нос, другие — будут, наверняка, долго выжидать и наблюдать, прежде чем приступать к активным действиям.
5. Приспособляемость — одни дети с легкостью перестраиваются, для других любая перемена — стресс. Дети с неприспособленческим темпераментом не только нуждаются в большем времени на то, чтобы проснуться, придти в себя, поесть и т. д., но еще и нехотя воспринимают любые физические вторжения — от смены подгузников до необходимости сидеть у кого-то на коленях.
6. Выносливость — кто-то довольно легко воспринимает продолжительную активность (к примеру, завязывание шнурков, вырезание), другие же очень быстро сдаются либо просят о помощи после короткой попытки сделать что-либо самостоятельно.
7. Отвлекаемость — от тех, кого легко успокоить убаюкиванием (в позднем возрасте — это дети, которые мгновенно отвлекаются от игры, когда кто-то заходит в комнату) до тех, кто на долгое время зацикливается на чем-либо — будь то игра или крик.
8. Доминирующее настроение — от приветливости до ворчливости.
Надо отметить, что детский темперамент не бывает плохим или хорошим. Дети (не говоря уже о подростках и взрослых) пребывают в постоянной необходимости лавировать между своим собственным темпераментом и окружающей средой. Любая черта темперамента может преувеличиться в результате каких-либо событий. Помимо этого, разнообразные черты темперамента могут быть востребованы в зависимости от культурной и социальной среды, в которой проживает ребенок.
Модифицировать темперамент нельзя, однако можно оказать влияние на его проявления. При этом важно выбирать такие меры, которые бы формировали позитивные качества темперамента и не усугубляли его слабые стороны.