Для большинства родителей известие о том, что они станут родителями близнецов, становится легким шоком. Возникает неосознанное чувство страха. Страх из-за того, что они не смогут управиться сразу с двумя малышами, что кого-то из них они обделят своим вниманием. Ведь существует целая наука по воспитанию двойняшек — гемеллология, которая изучает их с точки зрения генетики, психологии и физиологии. Двойняшки уже появляются на свет не такими, как все. Ведь еще до своего рождения они уже находятся в постоянной компании друг друга, и это влияет на их развитие. Поэтому и воспитываются двойняшки по другому методу, в отличие от метода воспитания одного ребенка.
Главная особенность заключается в том, что близнецы изначально вынуждены сосуществовать вместе. В утробе мамы они не только слышат ее биение сердца, но чувствуют друг друга. Из-за этого двойняшки с рождения привязаны друг к другу и чувствуют эмоции друг друга на расстоянии. В этой взаимной привязанности заключается большой плюс — двойняшки никогда не бывают и не будут одиноки. Дети-одиночки учатся говорить, копируя слова взрослых. Двойняшки же проводят большую часть времени в компании друг друга. Они повторяют слова друг друга, еще не научившись правильно говорить, и от этого коверкают слова еще больше. Самое удивительное, что между собой они прекрасно понимают, о чем идет речь.
То, что двойняшки постоянно находятся рядом друг с другом и дружат, совсем не значит, что они не могут быть соперниками. Чаще всего конкуренция возникает из-за любви и ласки родителей. С ними просто необходимо общаться одновременно. Если мама обняла одного ребенка, то необходимо обнять тут же и второго, дабы он не чувствовал себя обделенным. Их необходимо научить делиться не только вещами, но и вниманием родителей. Хотя бы изредка необходимо гулять с малышами по отдельности, а не вместе. Очень важно знать не только проблемы пары, но и индивидуальные проблемы каждого из малышей. Хвалить детей за хорошие поступки, так же как и ругать за плохое поведение, тоже необходимо по отдельности. Очень важно поддерживать стремление двойняшек иметь разные взгляды на разные вопросы.
Очень часто родители дают двойняшкам созвучные имена и, если двойняшки однополые, то любят одевать их в абсолютно одинаковую одежду. Взрослым это кажется очень милым и забавным. Но с точки зрения психологии, обобщение двойняшек и стирание грани между ними является существенной ошибкой родителей. Каждый из них перестает осознавать себя как индивидуальность, в из сознании свое Я заменяется на Мы. Поэтому лучше давать им разные по звучанию имена, это поможет избежать неразберихи, и покупать им разную одежду. Сейчас в магазинах представлено много разнообразной одежды и вполне можно подобрать хорошо сочетающиеся наряды, но разные по стилю и цвету. То же самое и с выбором игрушек. Не всегда одному ребенку понравится та же игрушка, что и другому.
Самое частое явление среди двойняшек, это подчинение одного другому. Младший подчиняется старшему, или сильный слабому. Это возникает с младенчества и продолжается практически всю жизнь. Если двойняшки — мальчики, то доминирует более сильный. У девочек доминирование проявляется в интеллектуальном плане. Если двойняшки разнополые, то доминирует обычно девочка, хотя мальчики при этом физически сильнее и интеллектуально они развиты абсолютно одинаково. Ученые объясняют доминирование девочек тем, что они развиваются гораздо быстрее мальчиков. Очень часто доминирующий ребенок берет инициативу на себя, считает себя выше второго ребенка и любит им командовать. При этом в психологическом плане доминирующий ребенок менее зависим от второго и более самостоятельный.