Дети
Богатство детской комнаты может быть прекрасным лекарем. Проблемы развития речи у детей могут решить простые говорящие игрушки, стоит только проявить немного фантазии. У всех родителей есть способности массовика-затейника, стоит только найти время для своего любимого чада. Предлагаем провести эксперимент: на целый день выключить телевизор, мобильный, компьютер и провести его с ребенком.
Порой родители сами виноваты в задержке речевого развития у малыша, потому что скупы на слова. Малыш охотно начнет играть с мамой и папой, стоит только подать ему нужный сигнал. Говорящие игрушки как раз то, что нужно. Услышав ласковое слово «зайка», «ласточка» из уст игрушки, она активно начнет общение, пусть сначала жестами (улыбкой, активными движениями руками). Если даже речевая активность ребенка сформировалась не до конца, он всегда рад ее проявить. Скупость на слова может привести не только к задержке речевого развития, но и к формированию различных неврозов.
Игра «Что, где, когда?» с пеленок с говорящими игрушками поможет сделать из малыша настоящего гения. Нужно почаще задавать малышу вопросы: «Что это?», «Кто это?», указывая на объект. Не важно, что в ответ будет только невнятное лепетание. Дети в грудном возрасте очень хорошо запоминают слова, выражения лиц близких, цвета, тактильные ощущения. Слова из уст мамы и игрушки вскоре превратятся в активную речь ребенка. К трем годам происходит усвоение алгоритма предложно-падежных форм.
Если на все усилия говорящих игрушек дитя продолжает упорно хранить молчание, не стоит отчаиваться. Задавая вопрос, «Кто это?», нужно отвечать самому. Каждый ответ может служить поводом для нового вопроса, например: указывая игрушкой на птичку, спрашиваем «Кто это?», затем отвечаем «птичка». Затем: «А где сидит птичка»? – на ветке. Можно вместе с малышом и игрушкой понаблюдать за птичкой, описать ее внешность, поведение. Если ребенок не реагирует на вопросы кукольника, не откладывайте визиты к психоневрологу и логопеду.
На словесные «подвиги» лучше всего инициировать ребенка при помощи мини-спектаклей с участием говорящих игрушек, которые приводят малышей в восторг. Не обязательно использовать игрушки, которые надеваются на руки. Любая кукла в кроватке малыша может ожить в руках мамы. Подключайте к игре папу, к которому малыш тоже должен привыкать. Малышу станет интересней играть с говорящей игрушкой (укачивать ее, выполнять какие-то другие действия). Для этого ребенок будет подключать и речь.
Игры-тайны, вроде «Волшебный мешочек», «Чудесный сундучок» также способствуют речевой стимуляции. Обычная коробка для обуви легко превращается в чудесный сундучок, в котором живут говорящие игрушки. В качестве их домика может служить мешочек, сшитый из разноцветных лоскутков. Дети любят тайны и сюрпризы. Ребенку непременно понравится появление нового незнакомого друга из мешочка или сундучка. Повторяйте процесс: на глазах у ребенка доставайте и убирайте игрушки в их «домик», при этом произнося их имена. Вскоре сам малыш будет называть куклы по имени.
Чтобы ребенок научился соединять слова в глагольные предложения, нужно укладывать игрушки спать, кормить, одевать, при этом разговаривая с ними. Интересно, сможет ли ребенок уложить мишку или куклу спать, опираясь на подсказки мамы? Для начала покажите малышу все предметы, которые будут участвовать в сонном ритуале: кроватка, одеяльце, простынка, подушка. При этом нужно говорить: «Посмотри, что это?» и отвечать – «подушка». Затем пусть малыш сам проделает весь процесс. Не стоит его поправлять, если он был не столь последовательным.