Когда мы были маленькими, то мало кто из нас задумывался о значении игр в нашей жизни. Почему детство каждого человека ассоциируется с песочницей, догонялками и куклами? А ведь это самый лучший путь к психической устойчивости каждого человека, к его избавлению от всевозможных страхов, а также приобретение опыта общения. Еще в начале 20 века известные психотерапевты детскую игру назвали методом лечения, с помощью которого дети развивают свои способности и учатся преодолевать конфликты и всевозможные неурядицы. Практически у каждого ребенка игры начинаются с рисования, малыш рисует свой дом, маму, папу, всю семью. Через рисунки ребенок может показывать свои страхи, эмоциональное состояние и даже психологические травмы.
Первый шаг к решению любой проблему – озвучить эту проблему. Естественно, что ребенок ока не может определять объективно весь мир, свое психическое состояние он отражает через свои безобидные игры и рисунки. Как правило, рисунок считается хорошим тестом контроля детского эмоционального настроения. Недавно была изучена и применена шахматная и музыкальная игротерапия. Эти новые средства игротерапии разработаны не только для понимания ребенка, но и для влияния на детский мозг и пытки повлиять на эмоции и чувства ребенка. Вряд ли ребенок будет получать положительный заряд от хард-рока или от боев без правил. А шахматы еще у древних арабов считались самым лучшим лечением от нервных болезней. Классическая музыка на всех влияет положительно, успокаивает нервы. В последнее время стала популярна песочная игротерапия.
Любовь детей к песочнице уж давно был объяснена. В песочнице малыши начинают дружить со своими сверстниками, именно там происходят первые драки, могут возникать первые чувства, там ребенок может построить свой собственный замок и радоваться ему до слез. Но такой странный эффект влияния на малышей песочницы до сей поры еще не объяснен. Очень важно дать малышу пересыпать из ведерка в песочницу этот песок, слепить куличек или построить крепость (кстати, то очень сильно развивает не только фантазию у детей, но и мелкую моторику рук). Песок привлекает малышей своей необычной структурой, ведь им та интересно, что можно еще сделать их сырого комочка песка, а на песке еще следы остаются. Разработчик методов игротерапии М. Панфилова доказала, что с помощью игр ребенка можно научить правильно строить диалог, убавлять их гиперактивность, и даже влиять на психику людей.
Игра на равнее со сказками стала лучшей практикой развития ребенка, не зависимо от умственных и физических возможностей человека. С помощью игры малыш учиться правильно говорить и мыслить, учиться самостоятельно принимать решения. Самой доступной и эффективно считается ролевая игра – в куклы или игра в дочки-матери. Все дети любят давать своим куклам имена реальных людей, которые их могу окружать. К примеру, девочки дают свои куклам имена, что у и родителей. К тому же, по игре своего ребенка каждый родитель может определить, что тревожит малыша, что нравится, а что нет. Если в игре у ребенка куклы дружат и ходят за ручку, значит в семье обстановка благоприятная, если же куклы дерутся или вообще не дружат между собой, то есть какой-то конфликт в семье, который надо срочно устранить.
Внимательно понаблюдайте какой домик строит малыш, в этом доме могут оказаться те вещи, которых ему не хватает в реальности, а может что-то подскажет о его комплексах и страхах. В игротерапии ребенка нет ничего сложного, подойдут любы материалы – игрушка, пластилин, краски, мозаика и т.д. Играйте с малышом, так вы поможете не только ребенку, но и себе, т.к. игротерапия вам поможет отвлечься и расслабиться.