Дети
Рост и развитие маленького ребенка может быть измерено в большем, нежели просто рост и вес. То, как он или она ведет себя, разговаривает, играет и взаимодействует с другими детьми – все эти факторы могут предоставить важную информацию о его или ее когнитивном развитии. При тщательном наблюдении, оценке, раннем вмешательстве и помощи педиатра, каждый родитель может помочь своему ребенку расти и достигнуть своего полного потенциала. Каждый этап развития ребенка должен четко прослеживаться специалистами. Есть несколько вещей, которые должен помнить каждый родитель.
Один из стандартизированных инструментов для оценки ребенка включает в себя использование «вех» развития – то есть вещей, которые большинство детей должны делать при достижении определенного возраста. Навыки делятся на четыре основные категории: речь и язык (например, то, как ребенок болтает, когда говорит первые слова), крупная моторика (такая как умение переворачиваться, ползать, ходить), мелкая моторика (умение хватать игрушки или писать) и социальные/эмоциональные навыки (такие как улыбка, копирование мимики или игра в ладушки). Каждый из этапов развития ребенка должен сопровождаться развитием или улучшением соответствующего навыка. В случае, если развития не происходит, специалист понимает, что это может сигнализировать о наличии серьезных проблем, и назначить соответствующие обследования или начать своевременное лечение.
Термин «задержка развития» означает, что ребенок не достигает нужных вех развития в нужное время, то есть отстает от других детей своего возраста. Стандартизированные списки этапов развития можно найти в Центрах по контролю и профилактике заболеваний, на их веб-сайтах, или можно попросить такой список у одного из докторов, занимающихся лечением ребенка. Нужно иметь в виду, что руководящие принципы составлены примерно и зависят от возраста ребенка, и, возможно, должны быть скорректированы для недоношенных детей или для детей, с сопутствующими заболеваниями. За информацией об этапах развития ребенка с какими-либо отклонениями лучше обратиться к лечащему врачу.
Российская академия педиатрии рекомендует включить в наблюдение за развитием малыша профилактические визиты к педиатру. Любые вопросы, поднятые в ходе наблюдения, должны быть решены быстро, с использованием более формальной оценки развития скрининга. Кроме того, скрининг-тесты следует проводить регулярно на 9-, 18-, 24- или 30-месячном посещении. Эти «тесты» могут принимать форму анкеты и выполнении ребенком определенных задач, таких как рисование круга, указание на объекты или прыжки на одной ноге. Например, контрольный список проверки наличия аутизма у детей раннего возраста содержит 23 вопроса и является научно обоснованным инструментом для скрининга детей (как правило, на 18- и 24-месячном осмотре) и оценки риска возникновения расстройств аутистического спектра.
Положительные показания тестов должны привести к дальнейшему медицинскому обследованию, диагностике и лечению, которое может включать направление к специалисту по развитию и генетике или начало программы раннего вмешательства. Для задержке в развитии, как и для многих других условий, раннее выявление и вмешательство имеют решающее значение.
Если ребенок не развивается должным образом, есть вещи, которые родитель может сделать, чтобы помочь. Соответствующие физические упражнения, сон и питание очень важны для детского развития и общего состояния здоровья. Игры, разговоры, пение и чтение вместе с ребенком могут также помочь в плане формирования моторных и языковых навыков. Если родитель чувствует, что этап развития ребенка не соответствует его возрасту, или если у него есть конкретные проблемы, необходимо начать открытый диалог с врачом-педиатром. Обычно проблемы развития не являются чем-то, что ребенок может просто перерасти, так что начать решать существующие проблемы следует как можно раньше!