Безусловно, каждая мама мечтает о том, чтобы ее ребенок был самым умным и успешным. Однако в действительности юные таланты приносят своим родителям не только радость, но и множество проблем. Прежде всего, важным становится вопрос, как вовремя разглядеть одаренного малыша и помочь его способностям раскрыться, и, в то же время, не совершить серьезных ошибок, из-за которых ребенок может навсегда возненавидеть сферу деятельности, в которой он мог бы достичь значительных высот. По мнению ученых, юные таланты могут заявлять о себе буквально с самых первых лет жизни, либо намного позже. Часто одаренными оказываются так называемые трудные дети.
К другим признакам, которыми обладают юные таланты, относится, прежде всего, любознательность, стремление к получению новой информации, склонность задавать большое количество вопросов взрослым и самостоятельные поиски ответов на них. Такие дети отличаются серьезностью, могут подолгу заниматься одним и тем же делом, которое их увлекает, настойчивы в достижении поставленных целей и упрямы. Одаренные малыши обладают оригинальным мышлением, способны выдвигать неожиданные идеи и предугадывать развитие событий. Также к признакам одаренности относится богатая фантазия, развитое воображение.
Юные таланты обладают богатым лексиконом и хорошей памятью, замечают детали, на которые не обращают внимания остальные окружающие. При этом одаренные дети далеко не всегда отличаются высокой успеваемостью в школе. Иногда они проявляют феноменальные способности к какому-либо виду творчества или школьному предмету, но в большинстве случаев их недолюбливают не только сверстники, но и учителя. Кроме того, многое зависит и от того, испытывает ли ребенок интерес к учебе. В особенности это относится к так называемому интеллектуальному типу одаренности, или вундеркиндам, которые отлично успевают или по всем предметам, или только по дисциплинам определенной направленности.
Таких детей рекомендуется отдавать в специализированные школы, где малыш будет окружен настолько же способными одноклассниками. Академический тип одаренности проявляется в высоких способностях именно к обучению. Этим детям действительно нравится учиться в школе и в ВУЗе, после чего практически всегда из них получаются отличные профессионалы в своем деле. От интеллектуально одаренных детей они отличаются тем, что их мышление в большей степени ограничивается рамками школьной или университетской программы, в привязке к которой они и проявляют себя. Для того чтобы наладить взаимоотношения со сверстниками, таким детям рекомендуется заниматься командными видами спорта.
Художественный тип одаренности представляет собой высокие способности к какому-либо виду творческой деятельности – к музыке, живописи, театру, поэзии и т.д. В этом случае важно не только вовремя направить малыша к соответствующему специалисту, который будет заниматься развитием его способностей, но и учитывать его собственные интересы: ведь наличие абсолютного музыкального слуха вовсе не гарантирует стремления заниматься музыкой. Самый сложный с точки зрения воспитания – креативный тип одаренности. Такие юные таланты слишком неординарно мыслят, и поэтому часто имеют большие проблемы с учебой. В то же время, именно из таких детей вырастают гениальные изобретатели, ученые, модельеры, писатели, композиторы.
У таких детей важно сформировать потребность в общении, чтобы они не замкнулись в себе. Многие ребята с ранних лет проявляют лидерскую одаренность – способность к руководству и управлению людьми, практически всегда сопровождающуюся плохой успеваемостью вследствие низкой мотивации к учебе. В сфере общения со сверстниками, такие дети, напротив, проблем не испытывают. Похожа на художественные способности спортивная одаренность. Рекомендации в воспитании таких детей также предписывают учитывать интересы и желания самого ребенка.