Большинство родителей полагают, что воспитание ребенка до 7 лет сводится к заучиванию букв или умению считать. Это не совсем верно. Обучать этим существенным навыкам, конечно же, нужно, но им лучше обучаться лишь после того, как были хорошо развиты некоторые другие качества. Излишне раннее сосредоточивание на теоретических задачах может замедлить нормальное развитие ребенка. Родители иногда забывают, что природа имеет свое личное расписание развития личности. А стараться обучить трехлетку писать - это все равно, что заставлять месячного младенца ходить. Нельзя считать малыша действительно подготовленным к жизни, - пока он не умеет и не понимает следующих вещей.
1. Любить себя.
Это чувство является наиболее фундаментальным и существенным из всех. Пока человек не в состоянии ценить собственную жизнь, он никогда не станет деятельным, не сможет реализовать собственные возможности. Временами мы не можем помочь малышу полюбить себя до тех пор, пока сами не осуществим переоценку наших ценностей - тот груз, который мы несем в себе в течение всего времени нашего существования. Ребенок должен иметь свои собственные права и свободы! У малыша, которому внушают, что он поступает нехорошо, формируется неприязнь к себе, и это не дает возможности обучаться жизни и любви сильнее, чем любая другая психологическая проблема.
2. Разговаривать с окружающими.
После того как дети смогут рассказать об истинном значении своих поступков, им требуется осознать, что другим людям нужно помогать, понимать их. Если ребенок может поведать педагогу: "Мне было так страшно, что у меня ничего не получится, что даже думать не было возможности", - преподаватель может понять, что подобный страх не дает возможности усваивать материал, и сможет должным образом успокоить ребенка. Если малыш может сказать своему родителю: "Я тебя боюсь, когда кричишь так громко", - можно быть уверенными, что родитель попробует вместо этого договориться с ним спокойно.
3. Задавать вопросы.
Все известные книги и разговоры о том, каким навыками и умениям необходимо обучать дошкольников, не принимают во внимание естественное детское любопытство. Нередко мы бываем настолько увлечены счетными палочками, что пропускаем детские вопросы мимо ушей: "Почему листья меняют цвет?.. Что заставляет цветок расти?.. Откуда берется дождь?.. и т. д.". Когда родители отвечают: "Я не знаю", " Я сейчас занят", "Спроси у папы" и т. д., мы отбиваем у малыша желание узнавать что-то новое. Если же, напротив, мы поощряем его любознательность и даем конструктивные ответы, этим мы даем возможность формированию у него интеллектуальной способности, особенно важной для человека.
4. Не бояться.
Чтобы усвоить что-то необходимо пройти школу проб и ошибок. Первый пирог, который вы испекли, может быть кривобоким и сырым, но если вы способны учиться на своих ошибках, то в дальнейшем у вас все получится. Детям необходимо помочь осознать, что обучение – процесс не мгновенный. Чтобы добиться успеха, нужно несколько раз потерпеть на данном поприще неудачу.
5. Доверять взрослым.
Шестилетнему малышу необходимо обладать неподдельным доверием к старшим, если ему предстоит сконцентрировать все свое внимание на учебных задачах. А людям верить тяжело, если они постоянно говорят неправду. Для малыша особенно важным является постоянство в главном: в ваших попытках быть с ним откровенным. Учиться, контактировать с людьми и жить вашему малышу будет значительно проще, если у него не будет неудовлетворенных в раннем детстве потребностей. Помните, что все свои лучшие качества, усвоенные в детстве, малыш возьмет с собой во взрослую жизнь.