Адаптация на рабочем месте – такой фактор волнует тех, кто решил сменить работу или ищет ее впервые. Как обосноваться на новом рабочем месте, найти общий язык с коллегами, завоевать доброе отношение начальства? Психологическая адаптация на рабочем месте очень важна. Порой люди сталкиваются в этой ситуации с некоторыми трудностями.
Большинство директоров по персоналу и начальников часто стараются устроить новому сотруднику мозговой штурм. Эта своеобразная проверка – совершенно нормальная ситуация. Своего рода это тест на профпригодность. В первое время новичка могут просто загружать работой. В этой ситуации нужно сохранять спокойствие и просто понаблюдать за своими коллегами: какой объем работы выполняют они и задерживаются ли они на работе допоздна. Если большинство сотрудников, все же, работает в нормальном режиме, то можно сделать вывод, что скоро и для новенького сотрудника наступят обычные рабочие дни, и тогда адаптация на рабочем месте пройдет быстрее.
Если же сотрудники также перегружены работой и просиживают в офисе сутками, то следует задуматься о том, нужна ли такая работа. Выполняя очередное задание, нужно проявлять максимум профессионализма. Не стоит обращаться за помощью к коллегам, а только к тому, кто дал задание. Частые вопросы могут создать впечатление. Что место новичку не подходит. Кроме того, нужно вежливо отказываться от тех заданий, которые не входят в прямые обязанности. Иначе можно оказаться на «побегушках» у начальства. Адаптация на рабочем месте станет гораздо проще благодаря наблюдательности.
Работодатель может назначить новому сотруднику испытательный срок при приеме на работу. В соответствии с законодательством, этот период не должен превышать трех месяцев. Испытательный срок руководителей организаций, главные бухгалтеров и их заместителей, может устанавливаться до шести месяцев. Испытательный срок не назначается беременным женщинам, подросткам, не достигшим 18 лет, а также молодым специалистам, которые впервые поступают на работу по специальности.
Важна и адаптация в коллективе. Не стоит переживать, если первое время на новичка не будут обращать внимания. Как правило, это своего рода защитная реакция коллектива на появление нового человека. Если случилось так, что нового сотрудника не представили коллективу, то ему самому нужно подобрать для этого подходящий момент. Не нужно стесняться принести на работу торт и устроить чаепитие за знакомство. Новому сотруднику, который тих и немногословен по характеру, не рекомендуется изображать из себя сверхобщительного человека. В любом случае со стороны это будет выглядеть неестественно и натянуто. Если же наоборот кипят эмоции, то нужно их высказать, а не держать в себе.
Важно расспросить об обычаях и традициях коллектива. К примеру, узнать куда и в какое время сотрудники ходят на обед, как отмечают дни рождения и праздники. Эти вопросы помогут завязать разговор. Не стоит опасаться профессиональных споров и сторониться от участия в них. Как правило, такие споры интересны и порождают креативных идей. Обязательно нужно высказывать свою точку зрения, но при этом не стоит давить на людей. Нужно понимать, что уважение и поддержка коллектива - необходимы каждому сотруднику.
Общаясь с начальником, нужно подстраиваться. Для начала следует внимательно изучить методы и стиль общения начальника. Если он любит говорить конкретно и коротко, так же нужно излагать свои мысли и сотруднику. Если же начальник многословен, то сотруднику тоже можно добавить красочности, выразительности подробностей в свою речь. Хорошо, если получится использовать в речи слова начальника. Только делать это нужно тонко и умело, чтобы он не заподозрил, что его передразнивают.