Как правило, икона Рождества представляет собой сцену рождения Христа. Обычно на иконе Рождества младенец Иисус изображается в центре иконы, в яслях. Зачастую по размерам изображение Христа бывает меньше остальных изображений на иконах Рождества, а с другой стороны самый центр – это место Царя, Господа. Богоматерь на иконах Рождества, как правило, - самая крупная фигура. Иисус и Мария символизируют гору и камень, от этой горы отколовшийся.
Младенец Христос на иконах является прямым воплощением Небесного Царства, олицетворением Иерусалима.
Обычно на иконе Рождества вертеп изображается без всякого усложнения, без попытки передать в точности какие-либо мелочи и детали, без попытки дать какое-либо освещение. Вертеп на иконах противопоставляется свету, идущему от младенца Иисуса, венцу, озаряющему голову Спасителя, и белизне пелен, в которые укутала его Мария.
Земля на иконе Рождества изображается не гладкой и не ровной. Весь ландшафт – это сплошные уступы, вершины и впадины. Такая динамика земли схожа с морскими волнами. И эта холмистость, неровность земной поверхности не является только свидетельством о неровной и гористой местности около Вифлеема, но имеет и иное, гораздо более общие, мистическое значение. Земля «знала», когда родится Спаситель. Она ответила Христу тем, что вся ожила, пришла в движение. И эти волнистые и уступчатые складки земли на иконе Рождества, окружающие вертеп.
Обычно на иконах Рождества изображены и Ангелы, и волхвы, и пастухи. Ангелы - как первые очевидцы и благовестники рождения Иисуса, волхвы же и пастухи - как представители человеческого рода, призванные поклониться Христу. Волхвы и пастухи сами по себе не близки друг другу. Пастухи представляют избранный род Иудеи, им открылось небо и стал виден сонм Ангелов, воспевавших песнь Богу. Их миссия заключалась в поклонении Христу от всей иудейской земли. Через посредничество ангелов они получили так называемый Благовест. Волхвы же символизируют вершину мира язычества. Они пришли на поклонение Христу не из близлежащих мест, а издалека, по преданию православной церкви - из Персии, и путь волхвов, ведомых звездой был далек и труден.
В верхней части иконы, над вертепом, изображается звезда Востока, ведшая царей на поклонение младенцу Иисусу, и изображается не совсем традиционно. Она как бы послана подняться над вертепом, не стоит особняком, а появляется из неба, занимающего всю верхнюю часть иконы Рождества. Символ Вифлеемской звезды сохраняется не только на иконах Рождества, но и в современном богослужении.
Как правило, на иконе Рождества изображается Иосиф. Интересно, что на многих иконах Рождества Богоматерь смотрит не на Иисуса, а на Иосифа. Богоматерь на иконах изображают уже определившейся с тем, что она является Царицей Небесной.