История парфюмерии, можно сказать, начинается с парфюмерией XX века и ознаменовалась кардинальной сменой отношения к духам как таковым. Помимо основного аромата, важность приобрели такие компоненты, как флакон, упаковочная коробка и, конечно же, реклама. Парфюмерные компании функционировали со знаменитыми стекольными заводами Лалик, Баккара, графиками и рекламными кампаниями.
Так, например, совместная работа парфюмера Франсуа Коти и Рене Лалика явилось одним из самых продуктивных. Оно дало возможность мастерам по хрусталю улучшить сам технологический процесс и производить, помимо флаконов для Коти, флаконы для остальных парфюмерных компаний, таких как Д'Орсэй, Герлен, Любен и т. д. Иные предприятия по производству стекла внесли также свой вклад в производство флаконов. Это, во-первых, Баккара, который изготовил большое количество флаконов для компании Герлен, Деспре, Убиган и Карон; во-вторых, заводы Броссе, которые стали известны после выпуска флаконов для Шанель № 5.
Франсуа Коти стал первым, кто начал комбинировать в композициях естественные ароматы с теми запахами, которые созданы искусственным путем. Так, L'Origan, которые он придумал в 1905 г., являются первыми из современных духов. В 1917 г. он выпустил духи Chypre (Шипр), которые в дальнейшем стали родоначальником целого семейства ароматов, имеющих это название и обладающих оттенками дубового мха, ладанника, пачули и бергамота. С этого времени начали формироваться так называемые ориентальные (т. е. восточные) и амбровые ароматы, передающие мягкие, пудровые, ванильные и сильно выраженные анималистические запахи, которые воссозданы Герлен.
Надо отметить, что если искусственные продукты совершили настоящую революцию в области ароматов в конце XIX в., то новая группа парфюмеров радикально изменила саму парфюмерию. Такими парфюмерами стали кутюрье. Так, в 1911 г. Поль Пуаре, ставший популярным, придумал коллекцию одежды дополнить запахами, которые подходили бы по стилю к одежде.
Продолжила и развила эту линию знаменитая и неподражаемая мадемуазель Габриэль Коко Шанель, которая продемонстрировала в 1921 году духи со своим товарным знаком. Такие духи стали первыми, которые в своем составе заключали различные компоненты, усиливающие аромат. В 1930-е годы возникают инновационные запахи под названием «Cuir» (кожа), с сухими оттенками, которые очень похожи на запах кожи и цветов. Цветочные запахи формировались наряду с такими духами, как Je reviens Ворс (1932 г.), Fleurs de rocaille Карон (1933 г.) или Joy Жана Пату (1935 г.).
В 1950-х годах парфюмерия Франции достигла своей кульминации. После Пуаре, Шанель и многих других практически все известные кутюрье обратились к духам: Эльза Шиапарелли, Пьер Бальмен, Карвен, Жак Фат, Кристиан Диор, Нина Риччи, Юбер де Живанши. Помимо дизайнеров, над духами трудились и сами парфюмеры. Так, известный Эдмон Рудницка начал применять в духах гедион, который стал началом выпуска духов для мужчин.
Данный период ознаменовался тем, что началось настоящее соперничество в результате появления ароматов из-за Атлантики. В настоящее время вся парфюмерия стала поистине элитной индустрией, а парфюмеры вынуждены теперь считаться с мнением потребителя и ориентироваться на их вкус и пожелания.
Надо сказать, что история парфюмерии еще не закончена. С каждым годом в этой отрасли искусства будут появляться все новые и новые компоненты, которые будут как удачными, так и не очень.