Аналитики оценивают российский fashion-рынок почти в 2,5 трлн. рублей. Эту астрономическую сумму мы ежегодно оставляем в магазинах одежды. Большая ее часть оседает там во время распродаж, когда мы приобретаем вещи со скидкой, считая это большой удачей, а не маркетинговой уловкой магазина. Разберемся, всем ли скидкам стоит доверять и как покупать с реальной выгодой для себя.
Мы любим скидки и не хотим переплачивать, поэтому таблички «sale» сразу же привлекают наше внимание в магазинах. Многие с нетерпением ждут киберпонедельников, «черных» пятниц и сезонных распродаж, чтобы купить вещи дешевле их обычной стоимости. Однако, действительно ли мы экономим? Акции и скидки – это реальная выгода или маркетинговый ход для увеличения продаж?
Важно понимать, что магазины не продают товар себе в убыток. Единственным исключением является демпинг (критичное снижение цен для устранения конкурентов), но это практически не встречается на российском рынке. Любые распродажи проходят, в первую очередь, ради собственной прибыли. К счастью, это не отменяет выгоду для нас, покупателей. Получить ее непросто, но в наших силах научиться понимать скидки и избегать обмана в магазинах.
Все скидки делятся на две большие категории:
Снижение цены на конкретный товар (в том числе, подарок при покупке);
«Вuy one get one» (одну вещь покупаешь, следующие получаешь с бонусом).
По первой схеме чаще всего продаются дорогостоящие изделия. Цель продавца – получить крупную сумму за одну товарную позицию. Вторая стратегия побуждает к увеличению общего числа купленных вещей, поэтому активно используется магазинами одежды категории mass market.
Многие покупатели убеждены, что легко читают скидки и находят самое выгодное предложение. На практике мы часто не замечаем хитростей продавцов. Например, есть три предложения:
Скидка 300 рублей на вещь ценой 1299;
Купите один товар за 699 рублей и получите скидку 50% на такой же второй;
Стоимость снижена с 599 до 349 рублей.
Какое из этих предложений самое выгодное? Если вы выбрали вариант № 3, то вы видите скидки насквозь! Это предложение предполагает уценку в 42% от первоначальной цены (против 23% и 25% оставшихся двух). Не угадали? Не расстраивайтесь! Большая часть покупателей на вашем месте заинтересуется вторым предложением, которое, на первый взгляд, дает скидку в 50%, а фактически – только 25%.
Эти хитрости могут запутать покупателя, но они почти безобидны и не грозят серьезным ущербом. Другое дело – прямой обман и манипуляции, которые, к сожалению, очень распространены.
Для многих магазинов распродажи – легкий способ сбыть залежавшийся товар, незаметно увеличить цены и продать больше. Для этого они используют разные ухищрения:
Два разных ценника на одной вещи. Часто, более высокий висит в менее заметном месте (например, закреплен на внутреннем шве одежды). Человек идет на кассу в уверенности, что актуальна меньшая цифра, но ему пробивают чек по другой. Весь расчет на то, что покупатель просто не заметит разницу в общей сумме или уже не захочет расстаться с понравившейся вещью.
Снижение цен на неходовые размеры. Один из любимых приемов магазинов одежды. Скидка дается только на очень маленькие или большие размеры, однако, обыгрывается так, будто вся линия идет с уценкой. Логика в этом случае такая же, как в предыдущем примере.
Ложные распродажи. Магазины могут объявить о проведении скидок, если на самом деле уценили всего один товар. На витринах появляются яркие таблички о распродаже, которые привлекают покупателей. Часть из них с высокой вероятностью что-то купит, даже если не увидит заявленных скидок.
Несколько товаров по сниженной цене. Когда нам предлагают упаковку с пятью одинаковыми парами носков или колготок, то она автоматически выглядит выгоднее покупки пяти отдельных моделей. Даже если нам не нужно столько вещей сразу, то мы берем. Фактической разницы в цене может вовсе не быть, но магазин, на свою радость, продаст несколько товаров вместо одного.
Путаница с ценниками. Часто расположение товаров на прилавках не соответствует ценникам. Если вещи похожи (например, две футболки одного цвета), то легко перепутать цены. Особенно, когда заявляется скидка только на одну позицию.
Товары-маяки. Продавец выбирает один популярный товар и снижает его стоимость. При этом завышается цена на необходимые аксессуары или просто подходящие к нему вещи. Запас обычно ограничивается, но акция остается. «Опоздавшим» покупателям предлагается более дорогая альтернатива.
Не делайте импульсивных покупок. Стихийный, эмоциональный шопинг практически всегда влечет за собой убытки. Вы покупаете ненужные вещи, не замечаете наценок и плохого качества товара.
Считайте деньги. Тщательно выбирайте изделия со скидками, проверяйте ценники, следите, чтобы на кассе их не пробивали по завышенной цене.
Узнайте настоящую стоимость. Большую часть цен можно проверить через интернет: сравнить с конкурентами или посмотреть действовавшие до распродажи предложения самого магазина в кэше поисковиков Google и Яндекс.
Следите за ценами. Безопаснее делать покупки в привычных магазинах, ассортимент и ценовая политика которых вам хорошо знакомы. Тогда вы точно будете знать, реальна ли распродажа.
Не бойтесь отказываться от покупки. Если на кассе вы поняли обман или через какое-то время узнали, что переплатили, то можете вернуть товар в соответствии с законом о защите прав потребителя (в течение 14 дней с момента покупки, если не нарушены потребительские свойства). Исключение составляют невозвратные товары (нижнее белье, чулочно-носочные изделия и др.).
Материал подготовлен при информационной поддержке сети магазинов oodji (где oodji – это ссылка на https://www.oodji.com/ ). Следуйте приведенным в статье советам, и вы не попадетесь на удочку обманчивых скидок.