Колосс Родосский является самым младшим современником мавзолея и храма Артемиды. Идея его конструкции появилась весной 304 года до нашей эры, в то время, когда жители маленького острова, расположенного у самого берега Малой Азии, смотрели, как прячутся в море корабли одного из преемников державы Александра Македонского, а именно: сына правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. К берегам этого острова он привез так называемые осадные сооружения. Предметом гордости была башня гелеополида, которая так и осталась невостребованной.
По прошествии некоторого времени Полиоркет покидает остров и оставляет на нем это гигантское сооружение, которое, тем не менее, принесло впоследствии народу славу и материальную выгоду. Купцы, которые после победы предложили приобрести гелеополиду «на металлолом» и предлагали, по тем времена, просто сумасшедшие деньги. В знак освобождения города и на деньги от продажи башни жители было принято решение построить статую Гелиоса, который стал бы покровителем Родоса. Народ истинно верил, что остров был поднят со дна моря по просьбе именно этого бога.
Такую статую решили доверить высечь скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Харес предложил сделать Гелиоса вертикальным в положении стоя. В левой руке он держал достающее земли покрывало, правую руку приложил ко лбу, всматриваясь вдаль. Тем не менее, подобная поза не соответствовала правилам того времени, однако Харес осознавал, что Колосс не сможет удержаться, если бог протянет руку вперед.
Основанием статуи в 36 метров стали три массивных каменных столба, которые были соединены между собой железными балками на уровне плеч. Основания столбов сосредотачивались в ногах статуи и в покрывале. Колосс становился все выше и выше на берегу гавани на отделанном белым мрамором искусственном холме. В течение целых 12 лет ни одна душа не видела скульптуры, потому что, как только на остов крепился очередной пояс бронзовых листов, подсыпали обступавшую Колосс насыпь, чтобы специалистам удобнее было подниматься наверх. И лишь когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, на голове которого знаменовался лучистый венец.
Блистающего бога было видно на много километров вперед, и в течение довольно короткого времени слух о нем распространился по всему античному миру. Однако спустя почти 50 лет в результате обрушившегося землетрясения, из-за которого Родос был разрушен, Колосс пал на землю, поскольку самым слабым местом этой скульптуры оказались колени. Конечно, жители Родоса пытались неоднократно поднять статую, однако ничего не получилось.
Лежащий Колосс стал основной достопримечательностью для туристов. Эту скульптуру видел историк Плиний Старший, который побывал на этом острове в I веке нашей эры. Плиния больше всего потрясло то, что только немногочисленные люди могли обхватить руками большой палец изваяния. Как это всегда бывает, в скором времени статуя Колосса Родосского стала главным действующим лицом многих сказаний, легенд и мифов. В литературе Древнего Рима стали появляться повествования о том, что статуя была до такой степени огромной, что между его ног проходили корабли.
Может быть, так и лежал бы Колосс до нашего времени на острове, если бы не предприимчивый арабский наместник, который продал изваяние одному купцу. Тот, чтобы вывезти статую на переплавку, рассек его на части и обвешал бронзой 900 верблюдов.