Обида как вид эмоции представляет собой болезненные переживания, которые чувствует человек, когда его отталкивают, относятся с показным равнодушием, не желают контактировать. В таком состоянии ребенок может чувствовать себя недооцененным, ущемленным и ненужным. Самые первые обиды можно наблюдать у детей уже в 2—4 года. Однако в данный период детские обиды не переживаются детьми особенно остро, и легко поддаются исправлению. Помочь в таком случае ребенку несложно. Для этого родителям необходимо переключить внимание ребенка на что-то другое, более продуктивное и позитивное.
Следует сказать, что обида как эмоция и обида как проявление характера начинают распознаваться у ребенка, начиная с 6 лет. Психологи связывают это с ускоренным развитием личности ребенка, ему становится необходимы поощрение, хвальба, уважение и признании со стороны взрослых и детей. Поступив в школу, ребенок может ощущать обиду по отношению к сверстникам и учителям.
Необходимо отметить, что обида является совершенно нормальной реакцией человека, если ее спровоцировала вполне адекватная ситуация. Адекватным можно считать ту ситуацию, которая связана с сознательным отвержением, неуважением или обманом ребенка, ущемлением его прав и свобод, когда взрослый либо другой ребенок намеренно желают причинить вред малышу, получая от этого моральное удовольствие или какие-то выгоды.
Неадекватной же причиной для обиды можно считать то, когда ребенок сам наделяет взрослых и сверстников, которые не оправдали его ожиданий, теми или иными чертами и приписывает им неуважение и нелюбовь к самому себе. От этого особенно начинает страдать он сам. Именно неадекватная реакция и порождает такую черту, как обидчивость ребенка.
Обидчивость как черта сильно выражена в реакции маленького человека на успехи и похвалу другого ребенка. В данном случае обидчивость находится на границе с ревностью. Внимание и восхищение взрослых другими детьми оказывается для обидчивого ребенка настолько невероятным и выводящим из себя, что он просто ничего не способен делать дальше. Он начинает ощущать подавленность, беспомощность и ненужность. Все дело в том, что ребенок начинает воспринимать успехи своих сверстников как личное оскорбление и унижение. В связи с этим он может заплакать, убежать, отвернуться, а то и вовсе замкнуться в себе.