Последнее время все чаще известные парфюмеры начинают возрождать парфюм-селектив, т. е. такие ароматы, которые понять может не каждый, но этот аромат остается незабываемым. Существует три вида парфюм-селектива. К первому типу принадлежит незабвенная классика и ностальгия о прежних замечательных временах. Ко второй группе относятся так называемые бренды, ароматы, которые носят имя своих производителей. У подобных селективов есть собственная история, нередко придуманная, но извечно восхитительная.
К подобным брендовым, или именным, духам, к примеру, принадлежат французские E.Coudray и английские Creed и Penhaligon's. Флаконы первого бренда выпускаются в стиле ар нуво, т. е. нового искусства. И это на самом деле так, поскольку селективы считали произведением «ароматного искусства». Английская марка Creed утверждает, что в ее основе лежат древние парфюмерные традиции, которые связаны с временами королевы Елизаветы и господством Британии в колониях. Эти ароматы чисто английкие, четкие, стильные, не допускающие ничего лишнего: Jasmin Imperatrice Eugenie и Santal Imperial.
Есть марка, в которой нашла свою реализацию концепция именных духов — это Editions de Parfums Frederic Malle. Меценат Фредерик Маль просто собрал как-то девять прославленных парфюмеров и предложил им образовать запахи, следуя только собственному воображению. Вследствие такого эстетического эксперимента вышло в свет пятнадцать ароматов, настолько редкостных и неповторимых, что любой эксперт и коллекционер парфюмерии считает непременным иметь в своей коллекции все запахи Editions de Parfums Frederic Malle хотя бы в пробниках. Невозможно не сказать, ведя речь об именных селективах, о марке Annick Goutal, придуманной бывшей моделью Анник Гуталь. Всем ее духам можно дать название «семейные»: Passion сделаны для первого мужа, Grand Amour — для второго, Eau de Camille — для дочери Камиллы, Eau de Charlotte — для падчерицы Шарлот.
К третьей группе духов парфюм-селектив принадлежат скандальные запахи, которые и духами-то сложно назвать. Скорей — это модные шутки, которые выбирают для себя стильные девушки и юноши, пребывая в подростковом и юношеском периоде. Концепт можно охарактеризовать как упрощенность и эпатаж. Например, духи марки Clean, которые, обуславливая говорящее название «Прачечная», пахнут стиральным порошком, а понюхав духи Amour de Cacao, сразу захочется свежей булочки, потому что духи пахнут горячим шоколадом.
Есть еще один вид парфюм-селектив, который сложно причислить ко всем вышеперечисленным. Это селективные духи, концепцией которых служит стандартный конструктор: в нем размещается набор монозапахов, элементы которого нужно по своему вкусу скомбинировать. Это марка Demeter, в коллекции запахов которой резеда, уличная пыль либо помидорная ботва, а также марка Etro, к набору монозапахов которой приложена инструкция, какой запах с каким смешивать.
Необходимо отметить, что для парфюм-селектива используется только натуральное сырье, апробированное временем. Синтетические ингредиенты вплетают в композиции минимум, чтоб лишь усилить естественные. Конечно, нельзя сравнить золото и селективы, однако нередко компоненты, входящие в состав, могут стоить в несколько раз дороже драгоценного металла.