История отечественного автомобильного производства берет свое начало с первых отечественных автомобилей Яковлева и Фрезе, Пузырева, Лесснера, с автомобильных кузовов Брейтигана, П. Яковлева. Мастерские и предприятия, где начали создаваться отечественные автомобили, располагались в Петербурге, который был российской столицей. Такое расположение было выбрано неспроста. Ведь именно в столицу поступала информация из Европы о различных технических новшествах.
Первые иностранные автомобили и мотоциклы появились в 90- гг 19 в. Именно в это время были открыты европейскими фирмами, занимающимися автомобильным производством, торговые отделения. Само собой, в то время автомобильное производство, находящееся только в начале своего развития, не могло похвастаться большим количеством выпускаемых автомобилей. Однако уже в 1898 году в Петербурге состоялись первые в нашей стране автомобильные гонки, которые проходили на автомобилях и мотоциклах.
В автогонках приняли участие шесть автомобилей. Победу одержал П. Н. Беляев, который был весьма состоятельным человеком и истинным поклонников новинок техники. Беляев выступал на трицикле «Клеман», отличающийся двигателем под названием «Де Дион Бутон» и мощностью в 1,75 л. с. Проведение первых гонок порадовало жителей Петербурга и очень заинтересовало. Магазин «Клеман-Гладиатор-Фебюс» обзавелся заказчиками. В 1902 г стал издаваться журнал «Автомобиль». Все транспортные средства в виде автомобилей, мотоциклов и автомобильная техника, такая как двигатели, шины магнето, карбюраторы – все это поступало в Россию из-за границы посредством торговых представительств зарубежных фирм в Петербурге, которых насчитывалось достаточное количество.
Первый отечественный автомобиль появился благодаря двум петербургским изобретателям, которыми были отставной лейтенант военного флота Е.А. Яковлев и горный инженер П.А. Фрезе. Яковлев был владельцем «Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева», который был основан в 1891 г на Большой Спасской улице. сейчас этот завод существует под названием «Вулкан». Фрезе принадлежало Акционерное общество постройки экипажей «Фрезе и К°», что находилось в доме №10 по Эртелеву переулку, современное название улицы - М.Морская улица.
Яковлев занимался изготовлением двигателя с одним горизонтальным цилиндром мощностью примерно в две лошадиные силы, и трансмиссию, представляющую собой двухступенчатую коробку передач и дифференциал. В этом деле изобретатель основывался на опыте К. Бенса, впрочем как и другие автомобильные создатели в то время из стран: Германии, Швеции, Франции, США, Швейцарии.
Испытания проводились в Петербурге в мае 1896 г, а в июне, после того как была завершена отделка и подготовка, автомобиль отправили на Всероссийскую промышленно-художественную выставку которая проводилась в Нижнем Новгороде в Новгороде первый отечественный был представлен в качестве экспоната и совершал демонстрационные поездки. Первый отечественный автомобиль Яковлева и Фрезе с двухместным кузовом достигал веса 300 кг и мог развивать скорость до 20 км/ч. Впервые об изобретении было написано в петербургской газете «Новое время» №7271 от 8 июля 1896 года.