Права и обязанности детей еще пытались описать такие корифеи педагогики, как Макаренко А.С и Давыдов В.В. Нельзя сказать, что из этого ничего не вышло, но у каждого были свои представления относительно того, каковы права и обязанности детей, хотя есть и общие моменты. Права есть и у детей, и у родителей, только понимание этого даст возможность создания крепкой и счастливой семьи. Многие родители и дети обвиняют друг друга в лишении прав или непослушании. Психологи полагают, что в современной семье не хватает подчинения. Так ли это на самом деле?
Что такое ранговая структура? Это подчинение младших старшим или нечто иное? Права и обязанности детей зачастую регламентируются при помощи подчинения. Нужно ли подчинять ребенка родительской воле? Ранговые отношения – это не подчинение. Отец должен внушать ребенку не страх, а уважение, чтобы у сына возникло желание стать хоть чуточку похожим на отца. Без рангового порядка у ребенка начинается развиваться эгоцентризм, стремление быть первым, всех превосходить и подчинять себе. Если такое поведение не подавить, то ребенок превращается в тирана.
Наиболее всего тирания проявляется себя в возрасте 12–14 лет. Что же делать родителям в такой ситуации? Как доказать ребенку, что есть только права и обязанности детей, а не одно или другое? Первое, от чего нужно отказаться – это уговоры, которые окажутся бессмысленными. Поскольку где-то глубоко в душе ребенок осознает свою неправоту. Единственным выходом из этой ситуации будет дать понять подростку, что рядом есть кто-то гораздо сильнее его. Осознание этого и нужно ребенку. Но дать понять это следует не силой или наказанием, а помощью. Нужен неожиданный ход, действие со стороны родителя.
Психотерапевт Милтон Эриксон в одной из своих работ описывает ситуацию непослушания ребенка и способ его подчинения. Когда ребенок находит с каждым днем новые способы подчинения родителей себе, нужно принимать активные меры. Чтобы ребенок понял, что есть права и обязанности детей, мать, одна из клиенток доктора, по его совету в очередной скандал улыбнулась, подняла мальчика на руки, положила на пол спиной вверх и уселась на него, а затем произнесла, что ей надо подумать о дальнейших своих действиях.
Актом неповиновения ребенка часто становится отказ от выполнения домашних заданий или школьные прогулы и никакие уговоры, убеждения не помогают. Нужно в таком случае попытаться объяснить, что может быть в результате такого поведения. Например, можно привести такой довод, что если ребенок будет плохо учиться, то всю оставшуюся жизнь ему придется работать на скучной, неинтересной работе. В случае если доводы не убедили ребенка, нужно дать понять, что не все его прихоти могут быть выполнены. Нужно дать понять малышу, что новый велосипед вряд ли его будет ожидать, если уроки не будут выполнены.
Зачастую родители наказывают своих детей не за серьезные преступления, а за малейшие проступки, вроде порванных колготок, разбитой тарелки, а ведь это все не что иное, как случайности, которые свойственны каждому, даже взрослому человеку, и которые надо уметь прощать. Ошибка не должна наказываться, напротив, родители, как взрослые люди, должны помочь ребенку решить эту проблему, посочувствовать. Лидер не должен искать виноватых, наказывать, показывая, кто главный. Основными качествами лидера должны быть защита обездоленных, слабых и слежка за соблюдением порядка. Взрослые – это вожаки стаи, за которыми не должны идти, а следуют по желанию.