Иван Купала, или, как его еще называют, Иванов день, представляет собой народный языческий праздник, который отмечается каждый год отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии и на Украине в дни летнего солнцестояния. Иван Купала празднуется 24 июня, принимая во внимание природный и исторический факторы солнцестояния. Кроме этого, Иван Купала многими празднуется 7 июля, согласно старому стилю. Иванов день имеет древнюю традицию празднования также практически по всей Европе.
Название праздника появилось вследствие совмещения дня Иоанна Крестителя, который стали праздновать после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского славянского праздника Купало, посвященного древнему языческому богу Купале.
Купаться в Иванов день является всенародным обычаем, однако в некоторых областях крестьяне считали подобное купание небезопасным делом, поскольку в этот день именинником становится сам водяной, который не любит, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. В данный праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнем, и их союз называется природной силой.
Главной особенностью купальской ночи становятся костры, которые выполняют очистительную функцию. Вокруг них устраивали пляски, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь старались прогнать домашнюю скотину для защиты ее от падежа.
Кроме этого, в купальских кострах матери сжигали снятые с болезненных детей сорочки, чтобы вместе с этой одеждой сгорели и все хвори и недуги. Молодые юноши, девушки и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые забавы и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По суеверьям крестьян, в купальскую ночь, которая является еще и самой короткой, нельзя было спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, змеи, маги, чародеи, домовые, лешие и водяные.
Типичной и распространенной приметой в Иванов день считаются многочисленные обычаи и предания, связанные с флорой. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы наиболее целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым практически в каждой области связывались предания о несметных сокровищах. С цветком папоротника, который раскрывается всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
Следует сказать, что в дореволюционной России Иван Купала относился к числу самых почитаемых и главных праздников в году, в нем участвовало все население, при этом традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.