Первые недели начала работы в новом коллективе– самый сложный период, так как постоянное присутствие стресса, неуверенности в себе, боязни ошибиться «переживают» на новой работе не все. Первое знакомство с предприятием в идеальном варианте должно проходить поэтапно: для начала новенького должны представить коллегам, далее показать рабочее место, а уже потом ознакомить с правилами поведения в организации и выдать все необходимое. Но часто возникает вопрос, что делать, если ничего этого не было? Помимо того, на каждом предприятии есть свои правила, которые принято негласно соблюдать.
Хорошим подходом со стороны компании будет, например, традиция встречать новых работников праздничным чаепитием. Такой способ будет отличным поводом познакомиться и хотя бы немного узнать о будущих коллегах по работе. Обсудив за чашкой чая какие-то общие проблемы, в дальнейшем будет намного легче найти общий язык с товарищами из компании. Для начала стоит отметить то, что адаптацией является процесс, включающий в себя, целую цепочку резких изменений, происходящих с человеком, в связи с работой в новом коллективе, в течение какого-то определенного отрезка времени.
Каждый человек в новом окружении адаптируется по-разному. Кому-то с первого дня удается налаживать отношения в фирме, а кто-то, проработав годы на одном месте, не может влиться в волну работы коллектива. Все это зависит в первую очередь от человека и его умения общаться с людьми. Первым этапом новой работы это будет знакомство с компанией и профессиональной деятельностью, в которой новенький имеет намерения трудиться. Следующими сложностями будут перемены в поведении и взглядах, связанные с возникновением желания соответствовать всем внешним условиям, под которыми в нынешнем случае следует воспринимать традиции и правила компании.
Основные параметры адаптации человека в новом коллективе зависят от его опыта работы, возраста, заинтересованности в работе, коммуникабельности и, конечно, в положительных результатах. Данные характеристики вполне возможно назвать внутренними адаптационными факторами, поскольку они относятся к умениям и навыком самого сотрудника. Также существуют внешние факторы, относящиеся к элементам корпоративной культуры организации. Сама по себе процедура адаптации в коллективе необходима по причине того, что не всем бывает влиться в новый коллектив и чтобы облегчить новому сотруднику процесс ознакомления его с жизнью и отдела и вхождения в уже устоявшийся коллектив.
Работа в новом коллективе начинается с официальных процедур. Для начала стоит попросить в службе управления персоналом или отделе кадров (зависит от структуры организации) выдать на руки необходимые для работы документы, такие как правила поведения в организации, инструкцию по технике безопасности, должностную инструкцию. В данных документах обычно фиксируется форма одежды, время совещаний, график работы, и другие формальности, которые необходимо соблюдать. Рекомендуется ознакомиться с ними внимательно, дабы не получать многочисленные замечания или выговоры за нарушение дисциплины.
Нарушения пунктов обязательных требований могут караться либо предупреждениями, либо штрафами. Это зависит от лояльности руководителей организации. Во избежание не очень приятных сюрпризов необходимо сделать себе копию документов на память. С первого дня начала работы не стоит настраивать себя против такой структуры организации, как служба управления персоналом. Менеджеры этого отдела скорее призваны защищать права работников, нежели обижать их. Если соблюдать все перечисленные советы работы в новом коллективе, то новая работа может обернуться вполне благоприятным занятием.