Чтобы наилучшим образом контактировать с ребенком, необходимо определить, к какому типу темперамента он принадлежит. Если ребенок отличается активностью, мобильностью, с легкостью адаптируется к различным обстоятельствам, конструктивен, коммуникабелен, контактен и обладает способностью быстро схватывать все новое, но бывает слишком рационален, не всегда доводит начатое дело до конца, то он является типичным сангвиником.
Если ребенок пассивен, безмятежен, малоподвижен, упорен, напорист, нетороплив, то он — типичный флегматик. Если ребенок горяч, несдержан, агрессивен, эмоционально реактивен, быстро берется за дело, но также быстро остывает, требует оценки своих действий, то он — холерик. Если ребенок малообщителен, некоммуникабелен, восприимчив, разумен, неэмоционален, то он — меланхолик.
Прежде чем приступать к каким-либо действиям, необходимо соблюдать некоторые правила общения с каждым типом темперамента.
1. С ребенком-сангвиником необходимо конкретно и четко проговаривать цель абсолютно любой деятельности, пытаться показывать плоды его достижений, постоянно помогать. Вселять надежду и одобрять ребенка, учитывать его интересы в доверенном деле.
2. С ребенком-флегматиком следует показывать утилитарный результат исполняемой ребенком работы, следить за выполнением работы на каждом этапе деятельности, поддерживать любые начинания ребенка, проявление его инициативы.
3. С ребенком-холериком разговаривать нужно спокойно, с ровным тоном, предъявить ему отчетливые и аргументированные требования, показывать перспективы деятельности ребенка, только позитивно оценивать его деятельность.
4. С ребенком-меланхоликом применять в общении с ребенком так называемое «психологическое поглаживание», создать условия для выполнения коллективных действий в паре с другими детьми либо взрослыми, как можно чаще показывать достижения ребенка, объективно оценить результат его действий в общее дело.