В те давние времена дом для наших предков был не только крепостью и кровом, но и особым символом уюта, тепла и надежной защиты. Именно по этой причине на Руси испокон веку строили дома из дерева, которое обеспечивало красоту, силу, достаток.
По славянским преданиям, каждый предмет в доме имел свое значение и каждый выполнял свою функцию. Одни защищали от сглаза, порчи, другие приносили счастье, достаток и семейное благополучие. Однако были и те вещи, которые, наоборот, приносили беду и огорчения. От подобных предметов предки старались сразу же избавиться. Огонь, как атрибут домашнего очага, почитался и в качестве символа жизни и удачи, и как непредсказуемая разрушительная стихия. Существовало поверье, что такой огонь ни при каких условиях нельзя было давать в долг чужим людям.
Помимо этого, считалось, что домовой, которого почтительно называли «хозяином», может управлять стихией огня и даже причинить зло людям, если они нарушают традиционные запреты и неуважительно относятся к нему.
Таким образом, печь, источник огня, тепла и пищи для семьи, была одним из главных предметов в доме. Ее нередко украшали изразцами и обязательно содержали в чистоте, как, впрочем, и всю избу. Обычно печь занимала место по диагонали от так называемого «красного угла» — центрального и самого главного места дома.
Будучи самой украшаемой и почитаемой частью, красный угол располагался так, чтобы его можно было сразу увидеть, входя в дом, т. е. обычно — напротив двери. Там находились главные семейные ценности: иконы, Библия, крестики. Такие предметы располагали на полочке или столике и обязательно на нарядные вышитые полотенца. Иконы старались украсить как можно ярче и лучше. Обеденный стол нередко ставили именно рядом, под иконами.
Следует отметить, что все пространство было ровно поделено по своему значению и функциям: кухня отгораживалась занавеской или массивными предметами интерьера: кроватью, шкафом, столом. Само спальное место тоже старались отделить, закрыть от посторонних. Над ней для красоты обычно вешали картинки, коврики — все, что могло порадовать глаз.