Любовь
Горе оказывается чувством, которое никто из людей не знал, пока не почувствовал. Человек ожидает (или теоретически знает), что кто-то рядом может умереть, но не представляет ужас нескольких дней или недель, которые последуют непосредственно за смертью человека. Близким бывает очень трудно справиться с собой, заставить себя вернуться в привычную колею и делать вид, будто ничего не произошло. Однако есть и другие люди, которые уже через несколько дней могут жить, не вспоминая о своей утрате слишком часто. Почему это происходит? И возможно ли победить собственное горе?
Люди часто говорят о пяти стадиях горя - отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Пять этапов преподаются по всему миру, о них говорят в передачах по телевизору, художник Дэмиен Херст даже создал серию картин под названием «DABDA», акроним для пяти этапов. Нет никаких временных рамок для прохождения этих этапов, хотя они и стали приняты как часть нормальной картины горя.
Концепция исходит из работы, проделанной в 1960-х годах Джоном Боулби, психологом, который стал известен своими работами о привязанности между детьми и их родителями, и Колином Мюррей-Паркесом, который написал огромное количество статей о тяжелой утрате. Вместе они определили четыре стадии горя. Проведя опрос 22 вдов: онемение, поиск и тоска, депрессия и реорганизация. Тогда Элизабет Кюблер-Росс, известная за изменение отношения к лечению умирающих, провела серию интервью с неизлечимо больными людьми, и разработала пять этапов, которые известны сегодня, чтобы описать опыт стоящей перед ними надвигающейся смерти - хотя и не проверила их каким-либо систематическим образом. Они были столь привлекательны, что вскоре те же пять этапов были использованы для описания других наборов эмоциональных реакций, таких, как горе от смерти человека.
Исследователи из Йельского университета протестировали эти пять этапов в начале 2000-х годов. Списки этапов незначительно отличались от источника к источнику, но ученые остановились на рассмотрении неверия, тоски, злости, депрессии и принятия. В течение трех лет они собирали данные, в общей сложности 230 людей были опрошены через шесть, одиннадцать и девятнадцать месяцев после смерти человека, близкого им (как правило, супруга).
В результате исследователи обнаружили, что принятие было самой сильной эмоцией, в то время как неверие было на очень низком уровне. Вторыми по силе эмоциями были тоска и депрессия, более очевидная, чем гнев на каждом этапе. Кроме того, эмоции не заменяли друг друга в той или иной форме упорядоченной последовательности: так, например, человек на третьем этапе, мог по-прежнему испытывать принятие более сильно, чем гнев.
После шести месяцев исследователи обнаружили, что все негативные эмоции начинают снижаться. Это не означает, что люди как-то «перешагнули через это». Как правило, смерть человека глубоко ранит его близких на долгие годы. По этическим соображениям исследователи могли начать интервью только через месяц после тяжелой утраты, поэтому они не имели картины первого месяца, который может включать в себя противоречивые чувства.
Еще одно исследование подтвердило, что пожилые люди не реагируют общепринятым образом. Ученые исследовали пожилые пары людей до их утраты и после. Они обнаружили, что 45% действительно не испытывают серьезных бедствий сразу после смерти своего супруга, а со временем 10% вдов и вдовцов даже показали улучшение психического здоровья. Люди – устойчивые создания и они в состоянии справиться со смертью своего супруга.
Идея пяти этапов горя, безусловно, достаточно привлекательна для некоторых, в том смысле, что она может дать людям надежду, что, как бы плохо они не чувствовали себя сейчас, в конечном итоге они пройдут через эти этапы и будут чувствовать себя лучше. Но это также может создать ожидания среди людей, которых постигло горе, что они должны чувствовать определенным образом. Они могут почувствовать, что скорбят неправильно или что-то не так с ними.
Как показывают исследования, не существует «правильного» или «неправильного» способа горевать: все люди устроены по-разному. К сожалению, реальный жизненный опыт не всегда так аккуратен как теории, описывающие его.