Из восточных стран, пройдя Грецию и Рим, искусство макияжа понемногу проникло в европейские страны, где от столетия к столетию точка зрения на макияж менялась с молниеносной скоростью. В эпоху средневековья, когда все телесное почиталось за грех и «дьявольские помыслы», женщин за женщин не считали, ставя им в вину грех родоначальницы Евы, а все проявления макияжа подвергались травле. Простота, стыдливость и скромность считались главными достоинствами.
Средневековый макияж
С 3-го по 5-й столетия н. э. обряды купания, очищения, нанесения на тело и лицо каких-либо косметических средств заявляются святыми отцами как греховные, и европейское общество порицает не только какой-либо тщательный уход, но даже самое простое купание тела. Вонь грязного тела пытаются забить благовониями, к примеру, привязывая подушечки с ароматными травами под мышками, с целью заглушить запах пота. Всякая декоративная косметика для лица – белила и румяна – становятся символом распутства и грехопадения.
Но как бы не осуждала святая церковь косметику, как бы не запрещала ее, и каких бы гонений не устраивала, женский интерес так и не удалось унять. И к концу 9 столетия в итальянском городке Капуя, близ Неаполя, довольно прочно были устроены изготовление и продажа косметики. Итальянцы производили всевозможные притирания, белила и румяна, губную помаду, благовония и ароматические составы.
Из Италии мода на макияж постепенно проникла во Францию. В 1190 году король Франции, разрабатывая поощрительные указы, постановил привилегировать продавцов духов, ароматной воды и мыла, пудры, белил и чистящих мазей. Женщины, страдающие болезнями, имеющие на лице дефекты, с радостью начали приобретать и использовать декоративные косметические средства, а за ними и грим на лицо стали накладывать и все красавицы Европы.
В эпоху культа бессмертия человеческой души очень ценен был одухотворенный взор. Для достижения такого эффекта женщины стали капать в глаза сок ядовитой белладонны. Он делал зрачки больше, а глаза становились темными и блестящими. Но когда узнали, что частое использование белладонны очень вредно, модницы в тех же целях начали использовать настойки хризантем.
Волосам практически не уделялось внимания. Их скрывали под вуалью и сбривали на лбу, чтобы сделать его больше, а облику придать сходство с полной луной. Процедура удаления волос со лба была крайне болезненной - на волосы наносили смесь из негашеной извести и пигмента, и удаляли их. После этого «лысый» участок кожи смазывали свежей кровью лягушек, соком растения цикута или золой вымоченной в уксусе – считалось, что таким образом рост волос замедлится.
По постулатам раннего периода средневековья брови должны быть черными, дугообразными и тоненькими, словно нить. Такую моду скоро сменила другая тенденция – безбровость. Пример такой моды – легендарное изображение Моны Лизы.