Трудный возраст - так часто называют подростковый возраст. Это период, наступление которого с тревогой ждут все родители. Трудный возраст – это промежуток от 12 до 16 лет, и именно этот период в жизни ребенка по праву считается кризисным, переходным, взрывоопасным. Именно в это время происходит взросление, меняется как внешность вчерашнего ребенка, так и его внутренний мир.
Ребенок, вступивший в трудный возраст, стремится скорее стать взрослым, избавиться от контроля родителей и школы, он ищет себя, порой совершая при этом ошибки и необдуманные поступки. Подросток переживает в этот период настоящую жизненную драму. Его физическое развитие и половое созревание, происходящие на этом этапе, кажутся ему доказательством взрослости. А нелепые ошибки и неверные решения напоминают ему, что он еще ребенок, который не имеет достаточно опыта, знаний и мудрости. Если взрослые не поддерживают, а, наоборот, корят подростка за его поведение, он закрывается от них, уходит в свой мир, все чаще стремится к сплочению с другими подростками. Порой под влиянием подростковых компаний меняются и его ценности, и взгляды на жизнь, что нередко приводит к нехорошим последствиям.
Трудный возраст – тяжелая и очень ответственная пора. И родителям следует пережить это вместе с ребенком. Существует несколько видов типичных ошибок, которые совершают родители в общении с подростком. Такое общение не только не способствует сближению поколений, но может и оттолкнуть ребенка. Это, в первую очередь, так называемая гипопротекция. Такой стиль воспитания подростка предполагает полную свободу и вседозволенность. Родители не интересуются своим ребенком, не знают, где и с кем он проводит время, чем занимается. Стоит ли говорить, что предоставленный сам себе ребенок может попасть в плохую ситуацию. Гиперпротекция, наоборот, предполагает повышенный контроль над ребенком. В этом случае родителями игнорируется личность подростка. Они не считаются с его мнением и желаниями. Такая ситуация может привести или к бурному протесту со стороны подростка или к развитию беспомощности у него в будущем.
Иногда ребенок становится всеобщим любимцем и баловнем. Это тоже неверный подход к воспитанию подростка. Если целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, он превращается в эгоиста и утрачивает способность самостоятельно справляться с жизненными трудностями. В семьях, где не один ребенок бывает, что подросток, наоборот, чувствует эмоцоинаольн6ое отчуждение родителей. Это случается, когда второй ребенок, как правило, младший получает больше внимания и заботы. Такой подросток становится скрытным и ранимым. Стоит ли говорить о том, что неправильным будет воспитание, основанное на жестокости. Если ребенка сурово карают за любой, даже мелкий проступок, это может вызвать только ответную жестокость, которая чаще всего направляется не на родителей, а на окружение подростка.
Все эти принципы воспитания, к которым часто прибегают родители, неверны и только усложняют взаимоотношения с детьми. Не нужно паниковать, когда ребенок вступает в трудный возраст и изобретать какие-то новые пути взаимодействия с ним. Ведь самое главное для ребенка, сколько бы ему ни было лет – родительская любовь. И еще уверенность в том, что его любят таким, какой он есть, со всеми его странностями и недостатками. Любят просто за то, что он есть, совершенно бескорыстно и искренне. Нужно доверять своему ребенку, чаще говорить с ним и теперь уже на равных. Надо постараться стать для подростка старшим другом и, ожидая искренности от него, самим быть искренним с ним. Ведь подростки очень остро чувствуют фальшь. И если в основе отношений с подростком будут любовь и доверие, тогда трудный возраст оставит о себе только положительные воспоминания.