Драматичнее всего, вероятно, на работе воспринимается агрессивное начальство. Агрессивное начальство может надолго охладить желание работать, и ощущения после стычки с ним не из самых приятных. С таким руководством можно вести себя по одному из следующих сценариев.
Если начальство склонно к агрессивному поведению, берите с собой блокнот и ручку. Как только начальство начинает проявлять агрессию, записывайте в блокнот, акцентируя внимание на своем действии словами. Переспрашивайте, уточняйте. Человек, заметивший, что его слова записывают, невольно начинает контролировать себя.
Для любого человека самое приятное – слышать свое имя из уст другого. И иногда заставить замолчать агрессивного человека могут только многократные обращения к нему по имени. При разговоре с агрессивным начальством несколько раз спокойным тоном назовите руководителя по имени. Это сразу охладит его пыл.
Даже если он это почувствует и оборвет вас, сам для себя уже поймет, что ведет себя непристойно. Но работает в этой технике только произнесение имени. Если вы будете произносить фразы типа: «Ну послушайте меня», «Я только хотела сказать…» – это разожжет начальника еще больше.
Подготовьте до разговора какую-нибудь стандартную фразу, к примеру: «Давайте побеседуем об этом в другой раз». И какие бы претензии вам ни предъявлял начальник, какие бы провокационные вопросы ни задавал, как бы ни старался задеть самолюбие, повторяйте все время: «Я понимаю ваше раздражение, но давайте побеседуем об этом в другой раз». Обычно после четвертого-пятого повтора гнев агрессора исчерпывается: ему надо придумывать новые и новые аргументы, а вы повторяете одно и то же.
В ответ на критику начальства вы условно соглашаетесь, что были неправы. Делать это надо серьезным, спокойным тоном, не допускающим никаких слов самоуничижения, не оправдываясь и не прибегая к самобичеванию.
Этот прием хорошо применять, когда на вас нападают исподтишка. Допустим, критикуют не прямо, а намеками. Чаще всего к этому методу скрытой агрессии прибегают женщины.
Если вы уверены, что речь идет о вас, вы можете отреагировать двояко. Например, притвориться толстокожей и «не понять», что имеют в виду именно вас. Или, наоборот, после каждой такой шпильки спрашивать: «А что еще у меня не так? А в чем еще я неправа?». Постарайтесь произносить эти слова без насмешливости, без сарказма, совершенно спокойным тоном. Агрессор и так поймет, что вы разгадали его намерение и не собираетесь становиться жертвой его игры.
Представьте себе, что вы – психиатр или биолог, изучающий повадки диких зверей. И, исходя из этой роли, наблюдайте за проявлением гнева вашего начальника. Отмечайте для себя, сильно ли покраснело его лицо, как блестят глаза, какие позы он принимает, чтобы испугать вас. Таким образом вы абстрагируетесь от направленной на вас агрессии, а значит, и снижаете уровень своего беспокойства. Психологи, изучающие поведение жертв, отмечают, что нападают в основном на тех, кто боится. Если начальник обнаружит, что его гнев не вызывает нужных ему чувств, он скорее всего отступит.
Если вы попали под шефский гнев на собрании и не можете ничем ответить, представьте себе, что очень скоро все это кончится: и собрание, и крик, и претензии, и обвинения. Придумайте, как эта ситуация могла бы завершиться с пользой для всех – и для вас, и для коллектива, и для начальника, будь он трижды неладен.,