Дети
С различными вариантами задержки речевого развития сталкиваются до 80% детей дошкольного возраста. Причин тому масса: начиная от физиологических дефектов и заканчивая ошибками взрослых в воспитании ребенка. В большинстве случаев, при отсутствии у детей серьезных врожденных патологий, аномалий развития и психических отклонений, с проблемами в разговорной речи можно справиться.
Распространенными факторами, которые негативно виляют на будущее становление разговорной речи и возникают еще во время внутриутробного развития ребенка, являются:
Предрасполагающим фактором также могут стать и тяжелые родовые травмы, полученные малышом в процессе появления на свет, особенно, если роды протекали в ненадлежащих условиях без медицинского сопровождения.
Вероятными причинами нарушения речи у детей в течение жизни могут стать:
В ряде случаев косвенная вина лежит на взрослых, которые окружают ребенка. Особенно это касается представителей старшего поколения (бабушек и дедушек), которые при общении с ребенком постоянно используют уменьшительно-ласкательные суффиксы, коверкают слова, сюсюкают и т.п. Дети моментально перенимают манеру речи и запоминают слова в таком виде, в каком они слышат их от взрослых.
Неправильным примером могут также стать герои мультфильмов и детских кинолент с нарочитыми нарушениями дикции. Ребенок, подражая, начинает копировать произношение любимого персонажа, и в дальнейшем быстро переучить малыша не получится.
Первым делом, заметив у ребенка нарушения дикции и разговорной речи, нужно записаться в детскую стоматологию и к педиатру. Врач-стоматолог оценит состояние полости рта, выявит возможные проблемы с прикусом или укороченной уздечкой, которые нередко становятся причиной речевых нарушений.
Педиатр, в свою очередь, проведет общий анализ развития малыша, определит имеющиеся системные отклонения и направит пациента на дальнейшее обследование.
Также необходимо посетить детского психолога и логопеда-дефектолога, так как именно эти специалисты в большинстве случаев играют наибольшую роль в терапии речевых нарушений. Детский психолог (или психиатр по необходимости) проведет оценку психического и эмоционального состояния ребенка, определит, имеются ли нарушения когнитивных функций, и на основании полученной информации даст рекомендации по разработке оптимального плана коррекционных мероприятий.
Логопед-дефектолог со своей стороны выполнит анализ текущего речевого развития малыша, определит объем словарного запаса, выявит типичные для различных групп нарушений признаки и т.д.
В схему коррекции речевых нарушения могут включаться различные способы воздействия. Все зависит от причины, вызывавшей нарушения, и общего состояния ребенка на момент обращения за помощью.
В случае, если проблема имеет чисто физиологический характер, ее устраняют. Например, при нарушениях дикции, вызванных стоматологическими патологиями, понадобится подрезать ребенку уздечку верхней губы или пройти ортодонтическое лечение при неправильном прикусе.
В ситуации, когда имеются психоневрологические проблемы, потребуется пройти соответствующий курс лечения.
В план логопедической коррекции при отсутствии у ребенка системных заболеваний могут входить:
Большое внимание уделяется также развитию мелкой моторики рук с помощью специальных упражнений, рисования, лепки, аппликаций и других аналогичных способов.
Работа психолога с детьми, имеющими речевые отклонения, заключается в стабилизации эмоционального фона, проработке навыков межличностного общения с родителями, другими взрослыми и сверстниками.