Здоровье
Какие-то несколько лет назад производители начали выпускать специальные велосипеды, модели которых предназначены для неровного шоссе, извилистых трасс, для гонок. Рассмотрим несколько разновидностей такого типа велосипедов.
Во-первых, специальные велосипеды туринги (или туристический велосипед). Данный тип можно назвать первой ступенью к шоссейному велосипеду. Однако в настоящее время его очень редко можно встретить в специализированных магазинах. Он имеет колеса 27…28 дюймов, по внешнему виду напоминает шоссейный велосипед, с нисходящим рулем (так называемые «бараньи рога»). Главное отличие от него состоит в том, что он имеет более прочные колеса и раму, как правило, более длинную, что увеличивает управляемость и плавность хода, главное же отличие — это широкий диапазон переключения передач, от горного велосипеда. Советские велосипеды типа «Турист», «Спутник» можно было бы именовать как гибридами, так и турингами.
Во-вторых, шоссейные (или гоночные) специальные велосипеды. Колеса обычно 27 дюймов (помимо специальных велосипедов). Модификациям по сравнению с советским периодом оказались подверженными отдельные узлы и агрегаты: система переключения скоростей, тормозная система, возникли клинчерные колеса. В данных колесах используются очень узкие покрышки и камеры совершенно классической конструкции, что освобождает велосипедиста от мучений, связанных с заменой однотрубок, не говоря о существенно более редких проколах. Положительные качества шоссейных велосипедов в полной мере показываются, соответственно, на шоссе, возникает возможность ехать гораздо быстрее и дальше.
На гладком асфальте при равных энергозатратах можно выдерживать скорость на 7—10 км/ч выше, нежели на дорожном либо горном велосипеде, на крупнозернистом преимущество гораздо меньше. Обычно они имеют от 12 до 27 скоростей (спереди, как правило, размещается лишь две звезды, хотя и три не является редкостью). В изготовлении рам широко используются стальные, алюминиевые, титановые сплавы и композиты. Однако для многодневного туризма под рюкзаком подобные велосипеды имеют одностороннюю применимость — ставить багажник (помимо, наверно, легенького) на такой велосипед не нужно и, по меньшей мере, при этом выезжать за пределы асфальта.
Надо сказать, что все вышеперечисленные специальные велосипеды являются практическими, на которых можно нормально ездить по дорогам общего пользования, в том числе и грунтовым, на длинные расстояния, т. е. их с полным правом можно назвать подходящими для велотуризма.
В-третьих, трековые специальные велосипеды, которые предназначаются для гонок на треке, не обладает ни механизмом переключения скоростей, ни тормозами, колесо грубо связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет в принципе. Колеса обычно 27 дюймов, хотя часто переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль — «бараньи рога».
В-четвертых, фрирайдный (Freeride) и даунхильный (Downhill) велосипеды. Все они формально являются горными велосипедами, однако если на фрирайдном велосипеде можно нормально ездить по стандартным дорогам, по сути, это немного увеличенный двухподвес, то двухподвесочный велосипед для даунхила — это очень тяжелый монстр, езда на котором по ровной местности — почти невыполнимый труд.
В-пятых, специальные велосипеды для триала и фристайла. На самом деле данные модели подходят для выполнения разнообразных трюков, так сказать заменитель скейтборда.